15.01.2024

КонсультантПлюс: ГОСЗАКУПКИ: ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Исключительные права на представленный обзор                    
принадлежат АО "Консультант Плюс".  

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 15 по 19 января 2024 года.

19.01.2024

ФАС подтвердила ряд позиций из практики контроля оценки заявок в строительных госзакупках

Заказчики вправе оценивать опыт участников только из договоров генподряда. Такое условие можно закрепить в порядке оценки. Оно не противоречит закону.

При оценке опыта сопоставимых работ нельзя ограничивать предмет договора, который предусмотрен положением об оценке.

Речь идет о договоре на строительство, реконструкцию, капремонт и снос объекта капстроительства (в т.ч. линейного), а также работы по сохранению объекта культурного наследия. Это самостоятельный вид договора. Выбирать в нем отдельные работы недопустимо.

Документ: Письмо ФАС России от 29.12.2023 N ПИ/113129/23


18.01.2024

Суды не нашли нарушений в оценке финансовых ресурсов участников госзакупки по данным бухотчетности

Контролерам пожаловались на ограничение конкуренции при оценке финансовых ресурсов. Заявки сравнивали по финансовой независимости, а также соотношению заемного и собственного капиталов. Участники предоставляли сведения в таблицах, а заказчик сверял их с данными бухгалтерского баланса.

УФАС сочло порядок оценки необъективным. Спорные показатели не отвечали положению об оценке, ограничивали права участников и давали преимущества лицам с наибольшим собственным капиталом и финансовой автономией.

Суды с контролерами не согласились:

- финансовые ресурсы оценивали по закону. Положение об оценке позволяло использовать детализирующие показатели. Их могли применять ко всем одинаково. Права участников не ограничили;

- спорные показатели требовались заказчику, чтобы определить, есть ли у контрагента ресурсы для исполнения контракта. Незаконность его действий не доказали.

Как выбрать и описать критерии оценки заявок для участников открытых электронных конкурсов по Закону N 44-ФЗ, подскажет готовое решение.

Документ: Постановление 4-го ААС от 25.12.2023 по делу N А58-4194/2023


17.01.2024

Сведения о победителе госзакупки незаконно включили в РНП - суды не взыскали убытки с УФАС

Решение о включении информации об обществе в РНП из-за уклонения от заключения контракта суд признал незаконным спустя год. Данные исключили из реестра.

Поскольку в период нахождения сведений в реестре другие заказчики отказывали обществу в сделках, оно обратилось в суд, чтобы взыскать с контролеров упущенную выгоду.

Три инстанции не нашли причинной связи между действиями контролеров и убытками:

- то, что общество участвовало в закупке, не означает, что с ним сразу заключат сделку. Процедура подписания контракта включает в себя представление обеспечения его исполнения, своевременное направление проекта контракта заказчику и его подписание. Этих действий общество не совершало;

- убытки в заявленном размере общество не доказало. Расчет прибыли от потенциальных контрактов в период нахождения сведений в РНП не подтверждает упущенную выгоду. Получение этого дохода зависит от разных факторов, поэтому его размер точно определить нельзя;

- контролеры действовали в пределах своих полномочий, когда вносили сведения в реестр. То, что их решение признали незаконным, не означает, что именно из-за них возникли убытки.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Отметим, недавно ВС РФ также поддержал суды, которые не взыскали в том числе с контролеров убытки в ситуации, когда их решение о включении данных в РНП из-за одностороннего отказа заказчика признали незаконным.

Документ: Определение ВС РФ от 29.12.2023 N 305-ЭС23-26162


16.01.2024

УФАС: разъяснение положений извещения о госзакупке не должно содержать отсылочных ответов

Заказчика попросили разъяснить, в частности, нюансы оценки заявок участников, спросили, какие принимают договоры. Он ответил коротко: комиссия действует согласно порядку оценки.

Контролеры увидели в этом нарушение:

- разъяснение не должно содержать отсылочных ответов "согласно порядку оценки", "по закону" и т.п.;

- заказчик не разместил надлежащий ответ на запрос заявителя.

Отметим, Дагестанское УФАС уже высказывало сходное мнение.

Документ: Решение Дагестанского УФАС России от 11.12.2023 N 005/06/106-2705/2023


15.01.2024

Округление значений при оценке заявок в госзакупках: рекомендации Минфина

Ведомство сообщило: если итоговые значения баллов имеют в дробной части более 2 знаков, заказчик может применить правило математического округления - сократить число до 2 знаков после запятой.

В законе нет единых правил такого округления, поэтому заказчики могут предусмотреть свои в порядке оценки заявок.

Документ: Письмо Минфина России от 03.11.2023 N 24-06-09/105313


15.01.2024

НМЦК при госзакупках моторного топлива: ФАС предложила порядок расчета

Планируют, в частности, что НМЦК станут определять исходя из того, реализуется ли товар на биржевых торгах (п. 2 проекта порядка):

- если топливо допущено к торгам, то для определения НМЦК будут использовать территориальные биржевые и внебиржевые индексы первичного рынка, которые публикуют на сайте https://spimex.com/ Международной Товарно-сырьевой Биржи (п. 3 проекта порядка);

- если продукция не допущена к торгам, то НМЦК рассчитают на основании данных Росстата (п. 4 проекта порядка).

При определении НМЦК предложили учитывать в том числе расходы на перевозку товара и условия его поставки.

Публичное обсуждение проекта завершат 26 января.

Документ: Проект приказа ФАС России (https://regulation.gov.ru/Regulation/Npa/PublicView?npaID=144663)



Аналитический обзор: документ недели