Новое в Федеральном законодательстве

24.04.2018

Выпуск от 24.04.2018

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк
системы
КонсультантПлюс 24 апреля 2018 г.


ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 23.04.2018 N 89-ФЗ
"О внесении изменений в статью 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации"

Определены сроки приведения инвестиционных программ в соответствие с документами территориального планирования

В частности, устанавливается, что в случае внесения в генеральные планы поселений, городских округов изменений, предусматривающих строительство или реконструкцию объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, которые являются объектами местного значения и не включены в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры (транспортной инфраструктуры, социальной инфраструктуры) поселений, городских округов, данные программы подлежат приведению в соответствие с генеральными планами поселений, городских округов в трехмесячный срок с даты внесения соответствующих изменений в генеральные планы поселений, городских округов.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 92-ФЗ
"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

В связи с упразднением Спецстроя России внесены уточнения в некоторые положения КоАП РФ

Указом Президента РФ от 29.12.2016 N 727 "Об упразднении Федерального агентства специального строительства" функции упраздненного Спецстроя России переданы Минобороны России, при этом штатная численность военнослужащих и гражданского персонала инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований при упраздняемом Спецстрое России передана Вооруженным Силам РФ.

В этой связи из некоторых положений КоАП РФ исключены слова "инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти".

Федеральный закон от 23.04.2018 N 94-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"

Вводится уведомительный порядок осуществления деятельности по монтажу, демонтажу, эксплуатации подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров, эскалаторов

Указывается, что в течение шести месяцев после дня вступления Федерального закона в силу лица, осуществляющие монтаж, демонтаж, эксплуатацию, в том числе обслуживание и ремонт лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, обязаны уведомить уполномоченный федеральный орган исполнительной власти об осуществлении указанной деятельности.

Уведомление должно быть направлено в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2018 года.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 97-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 24.7 и 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Издержки по делам об административных правонарушениях с индивидуальных предпринимателей будут взиматься в порядке, аналогичном порядку взыскания издержек с юридических лиц

Федеральным законом:

  • уточнено, что издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юрлицом или ИП, относятся на счет указанных лиц, за исключением сумм, выплаченных переводчику. Суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юрлицом или ИП, относятся на счет федерального бюджета, а издержки по делу об административном правонарушении, предусмотренном законом субъекта РФ, - на счет бюджета соответствующего субъекта РФ;

  • конкретизированы обстоятельства прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юрлицом или ИП, при наличии которых издержки относятся на счет бюджета РФ или бюджета субъекта РФ;

  • предусмотрено, что постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.10 КоАП РФ - "Незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг)", исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 103-ФЗ
"О внесении изменения в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях в отношении должностных лиц органов местного самоуправления, распространены на должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ

В соответствии с ч. 4 статьи 24.5 КоАП РФ в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Указанные обстоятельства, исключающие производство по делам об административных правонарушениях, распространены на высших должностных лиц субъекта РФ (руководителей высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), иных должностных лиц органа исполнительной власти субъекта РФ.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 107-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 6 и 25 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства или муниципального образования"

Органы государственной власти РФ наделены полномочиями по установлению требований к программам энергетической эффективности государственных и муниципальных организаций

При этом отмечается, что указанные требования должны устанавливаться в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством РФ.

Распоряжение Правительства РФ от 18.04.2018 N 694-р
<Об утверждении Концепции модернизации бюджетного процесса с внедрением процедуры финансового аудита>

Утверждена Концепция модернизации бюджетного процесса с внедрением процедуры финансового аудита

Внедрение процедуры финансового аудита направлено на решение следующих задач:

  • применение на системной основе в процессе принятия решений о предоставлении средств из федерального бюджета процедуры экспертизы альтернативных вариантов достижения целей реализации мероприятий, выбора и обоснования механизмов их финансового обеспечения;

  • регламентация процедуры подготовки и рассмотрения предложений об увеличении существующих расходных обязательств или о принятии новых расходных обязательств федерального бюджета с применением инструментов проектного финансирования;

  • стимулирование привлечения частных инвестиций;

  • внедрение лучших международных практик организации планирования и оценки мероприятий с целью повышения качества их подготовки;

  • сокращение государственного участия при реализации мероприятий и замещение расходов федерального бюджета частными инвестициями;

  • включение в процесс принятия решений о предоставлении средств из федерального бюджета результатов финансового аудита наряду с результатами технологического и ценового аудита обоснования инвестиций;

  • уменьшение рисков недостижения или несвоевременного достижения ожидаемых результатов реализации мероприятий в случае сокращения расходов федерального бюджета.

В Концепции определены, в частности, функции участников финансового аудита; этапы финансового аудита, а именно, инициирование процедуры финансового аудита, составление заявки, финансовая экспертиза, составление заключения Минфина России; финансовое обеспечение мероприятия в случае его одобрения для оказания мер государственной поддержки; информационное обеспечение процесса финансового аудита.

Также приводится план мероприятий по реализации Концепции.

Приказ ФАС России N 48/18, Минэнерго России N 11 от 16.01.2018
"О внесении изменений в приказ ФАС России и Минэнерго России от 12.01.2015 N 3/15/3 "Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 N 313/13/225"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2018 N 50832.

Расширен перечень сделок, которые не учитываются при определении соответствия объемов продаваемых на бирже нефтепродуктов их минимальной величине

Минимальная величина продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, произведенных и/или реализуемых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих оптовых товарных рынках, устанавливается в целях признания цены не являющейся монопольно высокой.

К таким сделкам отнесены сделки, заключенные занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом с лицами, входящими с таким хозяйствующим субъектом в одну группу лиц, в случае если они заключены на базисах франко-труба и/или франко-вагон станция отправления завода, где такой занимающий доминирующее положение хозяйствующий субъект, в том числе лица, входящие в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, является производителем соответствующих видов нефтепродуктов (товаров).

Кроме того, предусмотрено, что при определении соответствия объемов продаваемых на бирже нефтепродуктов (товаров) минимальной величине из месячного объема таких продаж занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, в том числе лиц, входящих в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, вычитаются объемы соответствующих видов нефтепродуктов (товаров), приобретенные данным хозяйствующим субъектом в результате заключенной на биржевых торгах сделки в соответствующем месяце у другого занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, являющегося при этом производителем соответствующих видов нефтепродуктов (товаров), на базисе франко-труба и/или франко-вагон станция завода, где была заключена такая сделка.

<Письмо> ФАС России от 18.04.2018 N АК/27307/18
"О рассмотрении обращения"

Хозяйствующий субъект вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения, заключенного в письменной форме, требованиям антимонопольного законодательства

Сообщается, что в целях принятия решения о признании соглашения соответствующим или не соответствующим Федеральному закону "О защите конкуренции" антимонопольный орган анализирует совокупность обстоятельств, включая доказательства факта заключения соглашения с учетом конкретных обстоятельств факта или возможности наступления в результате реализации такого соглашения последствий, указанных в данном Законе.

Хозяйствующий субъект вправе представить доказательства того, что заключенные им соглашения могут быть признаны допустимыми в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции".

В соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции" могут быть признаны допустимыми соглашения, если такими соглашениями не создается возможность для отдельных лиц устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких соглашений, а также если их результатом является или может являться в том числе получение покупателями преимуществ, соразмерных преимуществам, полученным хозяйствующими субъектами в результате действий, соглашений и согласованных действий, сделок.

Хозяйствующие субъекты, имеющие намерение достичь соглашения, которое может быть признано допустимым в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", вправе обратиться в антимонопольный орган с заявлением о проверке соответствия проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства. В результате проверки при соблюдении порядка подачи такого заявления антимонопольный орган принимает решение о соответствии или несоответствии проекта соглашения в письменной форме требованиям антимонопольного законодательства.

Антимонопольный орган вправе вместе с решением о соответствии проекта соглашения выдать участникам соглашения предписание, направленное на обеспечение конкуренции, а также отменить решение о соответствии проекта соглашения в определенных законодательством случаях.

Проект постановления Правительства РФ
"Об утверждении Порядка согласования заказчиками - государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации превышает пятьдесят процентов, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей принадлежит указанным юридическим лицам, закупок отдельных видов товаров, а также закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), условиями которых предусмотрено использование этих товаров, с координационным органом Правительства Российской Федерации по согласованию закупок заказчиков"

Минпромторгом России предложена процедура согласования с координационным органом Правительства РФ закупок отдельных видов товаров, работ, услуг заказчиками, имеющими долю государства в уставном капитале более пятидесяти процентов

Проект разработан в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 496-ФЗ, которым была предусмотрена необходимость согласования таких закупок.

В соответствии с проектом перечни товаров, закупки которых (в том числе закупки с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей величину, установленную Правительством РФ) не могут быть осуществлены заказчиками без согласования с координационным органом Правительства РФ по согласованию закупок заказчиков, утверждаются Правительством РФ.

Устанавливаются требования к содержащимся в таких перечнях товаров сведениям.

Заказчиками формируются перечни перспективных потребностей в продукции на срок не менее чем один год, которые размещаются в государственной информационной системе промышленности (ГИСП).

По результатам рассмотрения в отношении планируемой закупки в ГИСП Минпромторгом России формируется обоснованное предложение:

  • о согласовании планируемых закупок в представленной заказчиком редакции;

  • о согласовании планируемых закупок только при внесении изменений в эксплуатационные характеристики предмета договора;

  • об отказе в согласовании планируемых закупок.

Сформированные Минпромторгом России обоснованные предложения вместе с поступившими возражениями заказчика представляются для подготовки и принятия решения о согласовании закупки в координационный орган Правительства РФ, который принимает решение (о согласовании или об отказе в согласовании) в срок не позднее 20 рабочих дней со дня поступления предложений от Минпромторга России. Принятое решение доводится Минпромторгом России до сведения заказчика посредством ГИСП.

Проект распоряжения Правительства РФ "Об утверждении перечня отдельных видов промышленной продукции, которая включается в перечни перспективных потребностей в промышленной продукции, закупки которой за пределами территории Российской Федерации, в том числе использование которой предусмотрено условиями закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей величину, установленную Правительством Российской Федерации, не могут быть осуществлены заказчиками, указанными в части 1 настоящей статьи, без согласования с координационным органом Правительства Российской Федерации по согласованию закупок заказчиков"

Минпромторгом России предложен перечень видов промышленной продукции, импорт которых не может осуществляться контролируемыми государством юридическими лицами без согласования с координационным органом Правительства РФ

Федеральным законом от 31.12.2017 N 496-ФЗ Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" дополняется статьей 3.1-1, согласно которой Правительство РФ вправе определить перечни товаров, закупки которых с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей величину, установленную Правительством РФ, не могут быть осуществлены контролируемыми государством юридическими лицами, без согласования с координационным органом Правительства РФ по согласованию закупок заказчиков эксплуатационных характеристик этих товаров, в том числе использование которых предусмотрено условиями закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду), и (или) возможности осуществления таких закупок за пределами территории РФ.

В предложенный проектом перечень включены 227 видов такой продукции, указывается цена единицы продукции и сумма совокупного годового объема единицы продукции, при превышении которых требуется согласование.

Проект вступает в силу со дня вступления в силу статьи 3.1-1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Проект распоряжения Правительства РФ "Об утверждении перечня отдельных видов промышленной продукции, которая включается в перечни перспективных потребностей в промышленной продукции, закупки которых с начальной (максимальной) ценой договора, превышающей величину, установленную Правительством Российской Федерации, не могут быть осуществлены заказчиками, указанными в части 1 настоящей статьи, без согласования с координационным органом Правительства Российской Федерации по согласованию закупок заказчиков эксплуатационных характеристик этих товаров, в том числе использование которых предусмотрено условиями закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду)"

Минпромторгом России предложен перечень из 12 видов продукции, закупка которых осуществляется по согласованию с координационным органом Правительства РФ

Федеральным законом от 31.12.2017 N 496-ФЗ в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" включена статья 3.1-1, которой установлено, что закупки государственными корпорациями, государственными компаниями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия РФ превышает 50%, дочерними хозяйственными обществами, в уставном капитале которых более 50% долей принадлежит указанным юридическим лицам, товаров, включенных в утверждаемый Правительством РФ перечень отдельных видов промышленной продукции, которая включается в перечни перспективных потребностей в промышленной продукции, в случае превышения начальной (максимальной) цены договора, величины, установленной Правительством РФ, осуществляются по согласованию с координационным органом Правительства РФ по согласованию закупок заказчиков эксплуатационных характеристик этих товаров, в том числе использование которых предусмотрено условиями закупок, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, аренда (включая фрахтование, финансовую аренду).

В проекте приводится перечень такой продукции, включающий в себя, в частности:

  • котлы паровые и их части (производительностью более 250 тонн пара в час);

  • турбины на водяном паре и прочие паровые турбины (мощностью свыше 100 МВт);

  • вертолеты и самолеты;

  • аппараты космические (в том числе спутники) и космические ракеты-носители иные виды продукции.

Для каждого вида продукции указывается его код по ОКПД2, а также цена единицы продукции и сумма совокупного годового объема закупок единицы продукции, при превышении которых требуется согласование.

Предусматривается, что проект вступает в силу со дня вступления в силу статьи 3.1-1 Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 23.04.2018 N 106-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

С 1 июня 2018 года изменяется порядок регулирования сберегательных (депозитных) сертификатов

Сберегательный и депозитный сертификаты являются именными документарными ценными бумагами, удостоверяющими факт внесения вкладчиком в кредитную организацию суммы вклада на условиях, указанных в соответствующем сертификате, и право владельца такого сертификата на получение по истечении установленного сертификатом срока суммы вклада и обусловленных сертификатом процентов в кредитной организации, выдавшей сертификат.

Кредитная организация не вправе выдавать сберегательные и депозитные сертификаты до внесения Банком России информации о зарегистрированных условиях выдачи таких сертификатов в реестр, ведение которого осуществляет Банк России в установленном им порядке.

Сберегательные сертификаты выдаются кредитными организациями только физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям. Обращение сберегательных сертификатов осуществляется между физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Депозитные сертификаты выдаются кредитными организациями только юридическим лицам. Обращение депозитных сертификатов осуществляется между юридическими лицами.

Кредитная организация, имеющая право на привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, вправе выдавать сберегательные и депозитные сертификаты.

Кредитная организация, имеющая право на привлечение во вклады денежных средств юридических лиц (без права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц) в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, вправе выдавать только депозитные сертификаты.

Права владельца сберегательного или депозитного сертификата удостоверяются записями в системе учета выдавшей его кредитной организации. Права на сберегательный или депозитный сертификат переходят к приобретателю с момента внесения соответствующей записи в систему учета выдавшей соответствующий сертификат кредитной организации.

Кредитная организация, выдавшая сберегательный или депозитный сертификат, обязана по требованию его владельца предоставить ему выписку или иной документ, подтверждающие факт внесения записи о праве на сберегательный или депозитный сертификат в систему учета.

Если сберегательный или депозитный сертификат предусматривает право владельца соответствующего сертификата на получение вклада по его требованию, кредитной организацией при досрочном предъявлении сберегательного или депозитного сертификата к погашению выплачиваются сумма вклада и проценты в размере, выплачиваемом кредитной организацией по вкладам до востребования, если условиями сберегательного или депозитного сертификата не установлен иной размер процентов.

Состав обязательных реквизитов сберегательных и депозитных сертификатов устанавливается нормативным актом Банка России.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2018 года.

Предусматривается, что со дня его вступления в силу кредитная организация не вправе выдавать сберегательные и депозитные сертификаты на условиях выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов, которые были ранее зарегистрированы Банком России и внесены в реестр условий выпуска и обращения сберегательных и депозитных сертификатов кредитных организаций.

Денежные средства, размещенные в банковские вклады на предъявителя, в том числе во вклады, удостоверенные сберегательными сертификатами на предъявителя и (или) сберегательными книжками на предъявителя, выданными до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, не подлежат страхованию в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Денежные средства, размещенные в банковские вклады, в том числе во вклады, удостоверенные именными сберегательными сертификатами и (или) именными сберегательными книжками, выданными до дня вступления настоящего Федерального закона в силу, подлежат страхованию в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Обращение сберегательных и депозитных сертификатов на предъявителя и сберегательных книжек на предъявителя, выданных кредитными организациями ранее, осуществляется в пределах сроков, на которые выданы сберегательные и депозитные сертификаты и сберегательные книжки, в порядке и на условиях, на которых они были выданы.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 109-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в части страхования объектов товарной аквакультуры с государственной поддержкой"

Объекты товарной аквакультуры включены в перечень объектов сельскохозяйственного страхования

Федеральный закон устанавливает требования к договору сельскохозяйственного страхования объектов товарной аквакультуры, порядок оказания мер государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования объектов товарной аквакультуры, содержание плана сельскохозяйственного страхования объекта товарной аквакультуры, перечень рисков утраты (гибели) объектов товарной аквакультуры, при страховании которых предоставляются меры государственной поддержки.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Приказ Минтранса России от 27.12.2017 N 540
"Об утверждении Порядка и требований к оформлению документа о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах для получения страхового возмещения по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2018 N 50840.

Установлены правила оформления документов о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах для получения страхового возмещения по договору обязательного страхования пассажиров

Документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах должен составляться перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, в отношении каждого произошедшего события, в результате которого при перевозке был причинен вред жизни, здоровью, имуществу пассажира. В случае причинения вреда багажу пассажира на воздушном и автомобильном транспорте документ о произошедшем событии именуется коммерческим актом. В случае причинения вреда жизни и здоровью пассажира на железнодорожном транспорте документ о произошедшем событии именуется актом о несчастном случае. В случае причинения вреда багажу пассажира на железнодорожном транспорте документ о произошедшем событии именуется коммерческим актом и (или) актом общей формы.

Указанные документы должны содержать, в частности, следующую информацию:

  • номер, дату и серию;

  • сведения о перевозчике и виде перевозки;

  • сведения о событии;

  • сведения о договоре обязательного страхования;

  • сведения о потерпевшем;

  • сведения о свидетелях (при наличии);

  • подпись, фамилию и инициалы лица, составившего акт.

Документ о произошедшем событии должен составляться в 2-х экземплярах, один из которых направляется в течение 5 рабочих дней со дня произошедшего события страховщику, заключившему договор обязательного страхования, а второй хранится у перевозчика, если иное не установлено законодательством РФ.

Приказ не распространяется на случаи причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров на морском транспорте, а также причинения вреда имуществу пассажира на внутреннем водном транспорте.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 05.04.2018 N 208н
"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по производству железорудных окатышей"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2018 N 50835.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по производству железорудных окатышей

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является изготовление железорудных окатышей с заданными металлургическими свойствами в запланированных объемах.

В функции данных специалистов входит:

- организация подготовительных работ процесса изготовления железорудных окатышей;

- организация выполнения производственной программы получения железорудных окатышей;

- управление синхронизацией работы технологических подразделений по производству железорудных окатышей.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Федеральный закон от 23.04.2018 N 100-ФЗ
"О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Наличие ребенка-инвалида является основанием для получения действующими или бывшими сотрудниками органов внутренних дел преимущественного права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения

В часть 10 статьи 4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесено дополнение, устанавливающее преимущественное право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудниками органов внутренних дел и гражданами РФ, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящими на учете в качестве имеющих право на получение указанной выплаты и имеющими одного и более ребенка-инвалида, проживающего совместно с ними.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 23.04.2018 N 88-ФЗ
"О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"

С 1 января 2018 года не облагаются НДФЛ суммы ежемесячной выплаты семьям, имеющим детей

Федеральным законом "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" введены дополнительные меры государственной поддержки малообеспеченных семей.

В связи с этим в статью 217 НК РФ внесено изменение, предусматривающее включение в перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка.

Положения закона распространены на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 93-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления средств федерального бюджета государственным корпорациям (государственной компании), публично-правовым компаниям в виде имущественного взноса Российской Федерации"

Уточнен порядок предоставления средств федерального бюджета "Агентству по страхованию вкладов", Внешэкономбанку, Фонду содействия реформированию ЖКХ, "Ростеху", "Автодору", "Роскосмосу" и публично-правовым компаниям

Настоящим Федеральным законом установлено, что предоставление АСВ средств федерального бюджета на осуществление мероприятий по предупреждению банкротства банка или урегулированию его обязательств, предоставление Внешэкономбанку средств федерального бюджета для формирования его имущества, предоставление "Ростеху" и "Автодору" субсидий из федерального бюджета, финансовое обеспечение деятельности "Роскосмоса" за счет средств федерального бюджета, а также предоставление публично-правовой компании средств федерального бюджета для формирования ее имущества осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 95-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 149 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Для российских организаций - создателей анимационного кино предусмотрены налоговые преференции

В целях снижения себестоимости продукции в сфере анимационной индустрии в течение 2018 - 2023 годов для организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции, устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов, в том числе:

  • на ОПС - 8,0 процента;

  • на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,0 процента;

  • на ОМС - 4,0 процента.

Одним из условий применения пониженных тарифов является получение организацией документа, подтверждающего нахождение в реестре организаций, осуществляющих производство анимационной аудиовизуальной продукции и (или) оказание услуг (выполнение работ) по созданию анимационной аудиовизуальной продукции.

Определен уполномоченный орган на ведение реестра, перечень документов, необходимых для включения организации в реестр, и порядок осуществления контроля за соблюдением организациями условий применения пониженных тарифов страховых взносов.

Помимо этого предусмотрена льгота по НДС в части, касающейся предоставления лицензий на использование персонажей, музыкальных произведений, иных охраняемых объектов авторских и смежных прав, вошедших в состав кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 98-ФЗ
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

Дополнен перечень доходов, не облагаемых НДФЛ

К числу таких доходов отнесены:

  • гранты, премии и призы по результатам участия в мероприятиях, предоставленных некоммерческими организациями за счет грантов Президента РФ;

  • доходы в виде оплаты стоимости проезда к месту проведения соревнований, конкурсов, иных мероприятий и обратно, питания (в установленных пределах) и предоставления помещения во временное пользование, производимой некоммерческими организациями за счет грантов Президента РФ.

Соответствующие положения закона распространяются на правоотношения с 1 января 2018 года.

Принятым законом предусматриваются также одинаковые условия освобождения от налогообложения НДФЛ доходов добровольцев (волонтеров), получаемых ими как в денежной, так и в натуральной формах. Данные изменения вступают в силу с 1 мая 2018 года.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 104-ФЗ
"О внесении изменений в статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"

Снижен тариф страховых взносов на ОПС для российских создателей анимационной продукции

На период 2018 - 2023 годов для российских организаций, осуществляющих производство и реализацию произведенной ими анимационной аудиовизуальной продукции, установлен тариф страхового взноса 8,0 процента.

В случае выбора застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения, связанного с финансированием накопительной пенсии (предусмотрен для лиц 1967 года и моложе), тариф страхового взноса распределяется следующим образом: 2 процента на страховую пенсию и 6 процентов на накопительную пенсию.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 105-ФЗ
"О внесении изменений в главу 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Дополнен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций

В перечень таких доходов включены суммы прекращенных обязательств по договорам субординированного кредита (депозита, займа, облигационного займа), при осуществлении в отношении банка мер по предупреждению банкротства и доходы в виде имущества, полученного от реализации Банком России облигаций федерального займа.

Введены положения, касающиеся использования сформированных банками резервов на возможные потери по ссудам в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций.

Так, предусмотрено, в частности, что суммы резервов не полностью использованные банком на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, до отзыва (аннулирования) у него лицензии, не подлежат восстановлению в составе доходов.

После отзыва лицензии такие суммы фиксируются и используются в порядке, установленном Банком России.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 108-ФЗ
"О внесении изменения в статью 112 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Определен порядок списания начисленных поставщику, но не списанных заказчиком неустоек в связи с неисполнением в 2015 и 2016 годах обязательств по госконтракту

Установлено, что начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством РФ.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 112-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 13 Федерального закона "Об аудиторской деятельности"

Аудиторы обязаны уведомлять Росфинмониторинг об имеющихся у них подозрениях, что сделки или финансовые операции аудируемого лица осуществляются для легализации преступных доходов или для финансирования терроризма

Закон о противодействии легализации преступных доходов дополнен положением, согласно которому аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязаны уведомить об этом уполномоченный орган.

Порядок передачи информации о таких сделках или финансовых операциях устанавливается Правительством РФ. При этом аудитор не вправе разглашать факт передачи такой информации.

Определено также, что Росфинмониторинг по согласованию с соответствующими надзорными органами определяет объем и порядок представления через личные кабинеты соответствующих надзорных органов информации, необходимой для осуществления ими контроля (надзора) за исполнением требований закона о противодействии легализации преступных доходов. Указанный закон дополнен определением личного кабинета и целями его использования.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 113-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Подписан закон, позволяющий учитывать в расходах по прибыли затраты на отдых работников на территории РФ

Целью закона является государственная поддержка развития туризма в Российской Федерации и предоставление работающим лицам и членам их семей дополнительной возможности реализовать свое право на отдых.

В этой связи Налоговый кодекс РФ дополняется положениями, согласно которым в налоговую базу по налогу на прибыль (в пределах 50 000 рублей на человека) могут включаться расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха в соответствии с договором о реализации туристского продукта.

В перечень таких услуг включены, в частности, услуги по перевозке, проживанию и питанию в гостинице или ином объекте размещения на территории РФ, услуги по санаторно-курортному обслуживанию и экскурсионные услуги.

При этом установлено ограничение - указанные затраты и затраты, предусмотренные абзацем девятым пункта 16 статьи 255 НК РФ (медицинские расходы застрахованных работников), в совокупности не могут превышать 6 процентов от суммы расходов на оплату труда.

Определение Верховного Суда РФ от 18.04.2018 N 307-КГ17-3553 по делу N А26-3613/2015

Верховный Суд РФ не согласился с выводами нижестоящих судов о невозможности возмещения сумм НДС, предъявленных подрядными организациями при выполнении работ, освобожденных от НДС

Налоговая инспекция отказала обществу в возмещении из бюджета НДС по выполненным подрядными организациями работам, поскольку ремонтируемое ими здание является объектом культурного наследия регионального значения и в отношении таких работ подпунктом 15 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения НДС.

Однако Верховный Суд РФ при рассмотрении жалобы налогоплательщика указал на позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 03.06.2014 N 17-П, которым было разъяснено, в частности, что одним из проявлений диспозитивности в регулировании налоговых правоотношений выступает право лиц, не являющихся плательщиками НДС, вступить в правоотношения по уплате данного налога. В силу пункта 5 статьи 173 НК РФ это возлагает на таких лиц обязанность выставить покупателю счет-фактуру с выделением в нем суммы налога, исчислить и уплатить эту сумму в бюджет. При этом выставленный покупателю счет-фактура служит основанием для принятия последним указанных в нем сумм к вычету.

В этой связи Верховным Судом РФ был сделан вывод о том, что общество, приобретавшее у подрядных организаций работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия и его реставрации, получившее счета-фактуры с выделением суммы НДС, в общем случае, вправе было применить соответствующие налоговые вычеты.

Налоговой инспекцией были приведены также доводы относительно того, что подрядные организации в действительности не выполняли заявленные работы, что также исключало возможность применения обществом вычетов по НДС.

Поскольку указанная позиция налогового органа и возражения общества судами не оценивались, дело направлено на новое рассмотрение.

Приказ ФСС РФ от 06.02.2018 N 35
"Об утверждении Порядка признания территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, и их списания"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2018 N 50825.

Разработан порядок списания территориальными органами ФСС РФ задолженности по страховым взносам в связи с истечением срока взыскания

Признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам в случае утраты на 1 января 2017 года возможности их взыскания в связи с истечением срока взыскания и отсутствием акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность взыскания.

Решение о списании задолженности принимается на основании следующих документов:

  • справки о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам, невозможных к взысканию в связи с истечением до 1 января 2017 года срока их взыскания, по каждому плательщику страховых взносов;

  • справки о принятых мерах по обеспечению взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам;

  • документов, подтверждающих применение мер по взысканию, либо акт об уничтожении документов в связи с истечением сроков их хранения.

Документы рассматриваются Комиссиями по поступлению и выбытию активов, создаваемых в территориальных органах ФСС РФ на постоянной основе. Срок рассмотрения документов не должен превышать трех рабочих дней.

В приложении к Приказу приведены формы необходимых документов (форма справки о суммах недоимки и задолженности, а также форма решения о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании).

<Письмо> ФНС России от 17.04.2018 N СД-4-3/7307@
"О данных, необходимых для исчисления НДПИ в отношении нефти, за март 2018 года"

Опубликованы данные для расчета коэффициента Кц, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за март 2018 года

Величина коэффициента определена в размере 10,6158 (в феврале 2018 года данный коэффициент составлял 10,4787).

Это связано с изменением показателей, исходя из которых рассчитывается коэффициент:

  • средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья (в марте 2018 года данный показатель составил 63,58 долл. США за баррель);

  • среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода (в феврале 2018 года - 57,0344).

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Указание Банка России от 23.01.2018 N 4695-У
"О порядке осуществления Банком России контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации и о случаях принятия Банком России решения о проведении выездной проверки деятельности страховой организации по результатам анализа плана восстановления платежеспособности"
Зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2018 N 50799.

Определен порядок осуществления Банком России контроля за исполнением плана восстановления платежеспособности страховой организации

Контроль за исполнением страховой организацией плана восстановления платежеспособности (ПВП) страховой организации включает контроль за:

  • соблюдением сроков применения предусмотренных ПВП мер по предупреждению банкротства страховой организации;

  • достижением целей восстановления платежеспособности и улучшения финансового состояния страховой организации;

  • соответствием достигнутых показателей деятельности страховой организации прогнозу ожидаемых результатов, указанных в ПВП.

Предусмотрены способы осуществления контроля за исполнением ПВП.

Решение о проведении выездной проверки деятельности страховой организации по результатам анализа ПВП принимается Банком России в следующих случаях:

  • установление факта недостоверности сведений, включенных в ПВП (в том числе несоответствие между сведениями, содержащимися в ПВП, и сведениями, содержащимися в отчетности страховой организации, необходимой для осуществления контроля и надзора в сфере страховой деятельности);

  • необходимость получения дополнительной информации о деятельности страховой организации для оценки достаточности предусмотренных ПВП мер и реальности исполнения предусмотренных ПВП мер.

Выездная проверка проводится в соответствии с Инструкцией Банка России от 24.04.2014 N 151-И в пределах 30 рабочих дней с даты получения Банком России ПВП.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Информация по представлению отчета по форме 1-ГОЗ в ФАС России в 2018 году

ФАС России приведены формы отчетов организаций ОПК о ходе выполнения и финансирования заданий государственного оборонного заказа в 2018 году

Указывается, что организациям, включенным в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК), надлежит в 2018 году ежеквартально представлять в ФАС России отчеты о ходе выполнения и финансирования заданий государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) по установленной ФАС России форме.

Квартальные и годовой отчеты по форме 1-ГОЗ (со сведениями нарастающим итогом) представляются в ФАС России в бумажном виде и в электронном виде (в формате Ехсеl) с сопроводительным письмом в следующие сроки:

- за 3 месяца - страницы 1 и 2 отчета - до 5 апреля, страница 3 - до 5 мая;

- за 6 месяцев - страницы 1 и 2 отчета - до 5 июля, страница 2 - до 5 августа;

- за 9 месяцев - страницы 1 и 2 отчета - до 5 октября, страница 3 - до 5 ноября;

- за 12 месяцев - страницы 1 и 2 отчета - до 20 января, страница 3 - до 20 февраля.

В письме приводятся формы указанного отчета, а также пояснения по заполнению каждого из полей отчета.

Кроме того, отмечается, что сведения о государственных контрактах на закупку товаров, работ, услуг в целях обеспечения органов внешней разведки РФ средствами разведывательной деятельности, в целях обеспечения органов федеральной службы безопасности средствами контрразведывательной деятельности, борьбы с терроризмом, в целях обеспечения Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" товарами, работами, услугами по разработке, испытаниям, производству, разборке и утилизации ядерных боеприпасов и ядерных зарядов, обеспечению их надежности и безопасности на всех стадиях жизненного цикла, поддержанию базовых и критических технологий на всех стадиях жизненного цикла ядерных боеприпасов, ядерных зарядов, в том числе обеспечению ядерной и радиационной безопасности, формированию государственного запаса специального сырья и делящихся материалов, информации о реализации федеральной целевой программы, утвержденной Постановлением Правительства РФ, в отчет по форме 1-ГОЗ не включаются.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Федеральный закон от 23.04.2018 N 110-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

В Федеральный закон о техническом осмотре транспортных средств внесены правки юридико-технического характера

Так, изменениями:

  • скорректированы полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере технического осмотра в части установления предельного размера платы за проведение технического осмотра, осуществления контроля за соблюдением предельного размера платы и установленного размера платы за выдачу дубликата диагностической карты;

  • уточнено, что к полномочиям профессионального объединения страховщиков в сфере техосмотра относится не ведение учета бланков талонов техосмотра, а ведение учета бланков диагностических карт;

  • предусмотрено, что оператор технического осмотра при несоответствии транспортного средства хотя бы одному из обязательных требований безопасности транспортных средств обязан не отказывать в выдаче диагностической карты, а указать в диагностической карте данное несоответствие и дать заключение о невозможности эксплуатации транспортного средства.

Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2018 N 703-р
<Об утверждении комплексного плана мероприятий по повышению энергетической эффективности экономики Российской Федерации>

Утвержден перечень мероприятий по повышению энергетической эффективности российской экономики

Комплексный план предусматривает реализацию мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности экономики РФ, в отношении предприятий промышленности, регулируемых организаций, организаций с государственным участием, организаций бюджетной сферы, многоквартирных домов.

Планом предусматривается сочетание мер прямого административного воздействия и стимулирующих мер, а также мероприятий, направленных на информационное и методологическое обеспечение реализации государственной политики по повышению энергоэффективности.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Федеральный закон от 23.04.2018 N 101-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации"

На Правительство РФ возложены полномочия по определению компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля в специализированных пунктах пропуска через государственную границу РФ

Соответствующие изменения внесены в Закон РФ "О ветеринарии", Федеральные законы "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", "О качестве и безопасности пищевых продуктов", "О карантине растений".

Кроме того, уточнены отдельные права и обязанности контрольных органов и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, определенных Правительством РФ из числа специализированных пунктов пропуска.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

Предусматривается, что отдельные положения применяются до 1 января 2022 года.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Приказ Минсельхоза России от 23.01.2018 N 23
"Об утверждении порядка организации мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации"
Зарегистрировано в Минюсте России 19.04.2018 N 50837.

Обновлен порядок организации мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории России

Такой мониторинг проводится Россельхознадзором и его территориальными органами для выявления карантинных объектов, предотвращения их проникновения на территорию России и последующего распространения.

Мониторинг осуществляется следующими способами:

- наблюдение за текущим фитосанитарным состоянием территории РФ;

- наблюдение за ранее выявленными популяциями вредных организмов;

- актуализация результатов инвентаризации очагов вредных организмов, карантинных объектов;

- экспедиционные обследования.

Мониторинг проводится по каждому объекту, включенному в единый перечень карантинных объектов ЕАЭС (утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 N 158), на земельных участках любого целевого назначения, в зданиях, строениях, сооружениях, резервуарах, местах складирования и иных объектах, которые способны быть источниками карантинных объектов, в том числе:

- в местах прибытия и (или) местах таможенного оформления при ввозе подкарантинной продукции в РФ;

- в местах посева и посадки подкарантинной продукции, в том числе происходящей из иностранного государства, в которых выявлены характерные карантинные объекты.

Мониторинг осуществляется в соответствии с планами, утверждаемыми территориальными органами Россельхознадзора, не позднее 1 ноября текущего года на следующий календарный год. По результатам мониторинга в срок до 1 марта года, следующего за отчетным, оформляется отчет, содержащий в том числе предложения о необходимости принятия карантинных фитосанитарных мер.

Признан утратившим силу Приказ Минсельхоза России от 09.07.2009 N 269, которым был утвержден ранее действовавший порядок проведения карантинного фитосанитарного мониторинга.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Федеральный закон от 23.04.2018 N 102-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве" и статью 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Интернет-источники, содержащие информацию, порочащую репутацию гражданина или юрлица, будут вноситься в реестр запрещенных сайтов по решению судебных приставов

Закон об исполнительном производстве дополнен статьей об особенностях исполнения требования об удалении из Интернета информации, порочащей честь, достоинство или деловую репутацию гражданина либо деловую репутацию юридического лица.

Определено, что в случае, если должник в течение установленного срока не исполнил добровольно содержащегося в исполнительном документе требования об удалении указанной информации, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и постановление об ограничении доступа к такой информации.

В течение одного рабочего дня с момента вынесения постановления об ограничении доступа судебный пристав-исполнитель направляет его в Роскомнадзор. Постановление является основанием для включения источника, на котором размещены такие сведения, в реестр запрещенных сайтов.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Приказ Минобрнауки России от 18.04.2018 N 276
"Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах которых иностранные граждане и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства Российской Федерации, установленной Правительством Российской Федерации, имеют право на обучение по дополнительным образовательным программам, обеспечивающим подготовку к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, на 2019/20 учебный год"

На 2019/2020 учебный год утвержден перечень вузов, в которых иностранцы, поступающие в пределах квоты, имеют право на подготовку к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке за счет федерального бюджета

В перечень включено 172 образовательные организации, среди которых, в частности, Московский государственный лингвистический университет, Московский педагогический государственный университет, Высшая школа экономики и региональные вузы.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Федеральный закон от 23.04.2018 N 91-ФЗ
"О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 53 Федерального закона "О защите конкуренции"

Недобросовестная конкуренция на чемпионате мира по футболу 2018 года повлечет за собой возбуждение дел об административных правонарушениях без предварительной выдачи предупреждения

Согласно действующему порядку принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении запрета на иные формы недобросовестной конкуренции (статьи 14.8 закона о защите конкуренции) без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается. При условии выполнения предупреждения дело не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности.

Поправками в законы о защите конкуренции и о подготовке и проведении в РФ чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года недобросовестная конкуренция исключена из перечня нарушений антимонопольного законодательства, при совершении которых выдается предупреждение, и данное нарушение повлечет за собой возбуждение дела об административных правонарушениях.

Указанные положения применяются по 15 августа 2018 года включительно.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.02.2018 N 25
"Об утверждении гигиенических нормативов ГН 2.2.5.3532-18 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2018 N 50845.

Установлены новые размеры предельно допустимой концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны

Утвержденные гигиенические нормативы действуют на всей территории РФ и устанавливают предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны. Соблюдение гигиенических нормативов является обязательным для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием производственных зданий, технологическими процессами, оборудованием и вентиляцией, контролем качества производственной среды и профилактикой заболеваний.

Срок действия утвержденных гигиенических нормативов ГН 2.2.5.3532-18 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны" установлен до 10 февраля 2028 года.

<Письмо> Минздрава России от 26.02.2018 N 15-4/682-07
<О совершенствовании медицинской помощи при бесплодии с использованием вспомогательных репродуктивных технологий>

Минздрав России разъяснил порядок лечения с применением ЭКО за счет средств базовой программы ОМС

Рассмотрены, в частности, следующие вопросы:

  • порядок направления на проведение процедуры ЭКО за счет средств ОМС;

  • особенности направления на процедуру ЭКО пациентов, имеющих ограничение на проведение процедуры ЭКО;

  • правила назначения и проведения генетических экспертиз родителей;

  • порядок выбора медицинской организации для проведения процедуры ЭКО;

  • правила проведения расчетов за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам;

  • критерии эффективности проведенного лечения с применением процедуры ЭКО.

Приводятся формы необходимых документов, а также список медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь пациентам, страдающим бесплодием, с использованием метода экстракорпорального оплодотворения по территориальным программам обязательного медицинского страхования в 2018 году.

ОБОРОНА

Федеральный закон от 23.04.2018 N 90-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения"

Определен комплекс мер по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения

В частности, Федеральным законом предусматривается распространение положений Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" на случаи финансирования распространения оружия массового уничтожения. Функции по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения возлагаются на Росфинмониторинг.

Корреспондирующие изменения также вносятся в положения Федеральных законов "О банках и банковской деятельности", "О сельскохозяйственной кооперации", "О рынке ценных бумаг", "О ломбардах", "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях".

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Приказ МЧС России от 02.04.2018 N 135
"Об утверждении Положения об организации деятельности подразделений корпуса сил добровольной пожарно-спасательной службы"

Определен порядок осуществления деятельности пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы при взаимодействии с общественными объединениями пожарной охраны в составе поста корпуса сил добровольной пожарно-спасательной службы

Указанные посты создаются путем осуществления совместной деятельности ФПС ГПС и ДПО по обеспечению пожарной безопасности поселений на основании договоров, заключаемых сторонами на принципах взаимности и на безвозмездной основе, в которых отражаются в том числе права и обязанности сторон, взаимная ответственность и порядок взаимодействия, материально-технического обеспечения, взаимного информирования и согласования проводимых мероприятий.

Посты являются составной частью сил и средств местного пожарно-спасательного гарнизона и включаются в расписание выездов подразделений местного пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Основными функциями постов являются:

- организация взаимодействия ФПС ГПС и ДПО;

- обеспечение постоянной готовности постов к тушению пожаров и проведению АСР;

- организация и проведение подготовки личного состава постов;

- проведение мониторинга состояния пожарной безопасности на территории поселений;

- поддержание дисциплины личным составом;

- содействие развитию пожарного добровольчества;

- обучение населения мерам пожарной безопасности, предотвращению несчастных случаев;

- учет и контроль за деятельностью добровольных пожарных;

- участие в подготовке предложений, направленных на повышение уровня защиты населенных пунктов;

- тушение пожаров и проведение АСР самостоятельно и во взаимодействии с иными подразделениями, входящими в состав пожарно-спасательного гарнизона;

- участие, в рамках привлеченных сил, в мероприятиях по эвакуации населения из мест затопления, защита населения при паводковых ситуациях.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Федеральный закон от 23.04.2018 N 96-ФЗ
"О внесении изменений в статью 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"

Подписан Закон, направленный на обеспечение исполнения решений суда в отношении лиц, уклоняющихся от исполнения наказаний в виде принудительных работ

В ч. 6 статьи 53.1 Уголовного кодекса РФ внесена поправка, согласно которой в случае признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий их отбывания неотбытая часть наказания будет заменяться лишением свободы. Ранее данная норма предусматривала замену принудительных работ лишением свободы только в случае уклонения осужденного от их отбывания. В то же время в Уголовно-исполнительном кодексе РФ в настоящее время содержится норма, согласно которой в отношении осужденного к принудительным работам, признанного злостным нарушителем, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы.

Кроме того, перечень вопросов, подлежащих рассмотрению судом при исполнении приговора, содержащийся в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, дополнен вопросами:

  • о замене принудительных работ лишением свободы в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ либо признания осужденного к принудительным работам злостным нарушителем порядка и условий их отбывания;

  • о заключении под стражу осужденного к принудительным работам, уклонившегося от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания, или не прибывшего к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок.

Также внесенными в статью 398 УПК РФ поправками установлено, что исполнение приговора об осуждении лица к принудительным работам может быть отсрочено судом на определенный срок при наличии одного из оснований, указанных в данной статье.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 99-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Подписан Федеральный закон об усилении борьбы с нарушениями в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд

Для достижения поставленных целей Уголовный кодекс РФ дополнен статьями 200.4 и 200.5.

Статьей 200.4 устанавливается ответственность за злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершаемые из корыстной или иной личной заинтересованности лицами, которые не являются должностными лицами или лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации, если деяние причинило крупный ущерб.

Статьей 200.5 вводится ответственность за подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, лица, осуществляющего приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, иного уполномоченного лица, представляющего интересы заказчика, в целях противоправного влияния на принимаемые ими решения в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой.

Определено, что крупным размером подкупа в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа - превышающие один миллион рублей.

Уголовные дела о преступлениях, предусмотренных новыми статьями 200.4 и 200.5 УК РФ, отнесены к подследственности следователей Следственного комитета РФ.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 111-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации"

Усилена уголовная ответственность за хищение чужого имущества, совершенное с банковского счета

Настоящим Федеральным законом:

  • наименование статьи 159.3 УК РФ "Мошенничество с использованием платежных карт" изменено на "Мошенничество с использованием электронных средств платежа";

  • по статье 158 УК РФ ("Кража") предусмотрена уголовная ответственность за кражу, совершенную с банковского счета, и электронных денежных средств (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 159.3 УК РФ);

  • по статьям 159.3 УК РФ и 159.6 УК РФ "Мошенничество в сфере компьютерной информации" снижено пороговое значение крупного размера с одного миллиона пятисот тысяч рублей до двухсот пятидесяти тысяч рублей, особо крупного - с шести миллионов рублей до одного миллиона рублей;

  • альтернативное наказание за мошенничество с использованием электронных средств платежа в виде ареста на срок до четырех месяцев заменено лишением свободы на срок до трех лет;

  • часть третья статьи 159.6 УК РФ дополнена новым квалифицирующим признаком - деяние, совершенное с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств.

Федеральный закон от 23.04.2018 N 114-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Скорректированы составы преступлений в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах и безопасности при производстве строительных или иных работ

Настоящим Федеральным законом внесены изменения в статьи 216 и 217 Уголовного кодекса РФ.

В частности, в наименовании и абзаце 1 части 1 статьи 216 УК РФ "Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ" исключено слово "горных".

Статья 217 УК РФ теперь называется "Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов", а диспозиция ее части 1 распространяется на лиц, допустивших указанное нарушение, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба.

Кроме того, утратившей силу признается статья 269 УК РФ "Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов". Одновременно внесены корреспондирующие изменения и дополнения в Уголовно-процессуальный кодекс РФ, касающиеся статьи 269 УК РФ, а именно в часть 1 статьи 31 УПК РФ, регламентирующую подсудность уголовных дел, а также в подпункт "а" пункта 1 части 2 статьи 151 УПК РФ, регламентирующую подследственность.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

Приказ Минюста России от 17.04.2018 N 69
"О внесении изменений в Правила нотариального делопроизводства, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.04.2014 N 78"
Зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2018 N 50841.

Минюстом России усовершенствовано нормативно-правовое регулирование нотариального делопроизводства

Поправками, внесенными в Правила нотариального делопроизводства, в частности:

  • в новой редакции изложена глава Правил, регламентирующая порядок использования печатей с воспроизведением Государственного герба РФ;

  • установлено, что журнал приема-передачи полномочий ведется нотариусом в электронной форме (в случае невозможности по объективным причинам ведения журнала в электронной форме он ведется на бумажном носителе с указанием причин, которым регистрация передачи полномочий в электронной форме невозможна);

  • пересмотрен порядок контроля за исполнением указанных Правил нотариусами, занимающимися частной практикой;

  • Правила дополнены новыми приложениями, в том числе "Образец журнала регистрации входящей корреспонденции", "Образец журнала регистрации исходящей корреспонденции", "Образец описи наследственных дел, оконченных в соответствующем году".