09.01.2024

КонсультантПлюс: ГОСЗАКУПКИ: ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Исключительные права на представленный обзор                    
принадлежат АО "Консультант Плюс".  

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 09 по 12 января 2024 года.

12.01.2024

Централизованные госзакупки офисного софта для федеральных нужд отложены до конца 2024 года

Минцифры должно централизованно приобретать офисное ПО и антивирусы для федеральных органов исполнительной власти, которые работают под руководством Правительства РФ. Эти полномочия приостановили до 31 декабря 2024 года.

Поправки вступили в силу с 7 января.

Документы: Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N 2381

Какие особенности закупки программного обеспечения по Закону N 44-ФЗ


11.01.2024

ФАС станет рассматривать больше жалоб и обращений по Закону N 44-ФЗ с 9 января 2024 года

Территориальные органы ФАС обязали передавать в центральный аппарат службы в том числе жалобы на заказчика, обращения для проведения внеплановых проверок и включения сведений в РНП, если НМЦК закупки - 700 млн руб. и выше.

Правило распространили и на обращения о согласовании контракта с единственным поставщиком при закупках для федеральных нужд. Прежде в обоих случаях материалы передавали ФАС при НМЦК 1 млрд руб. и выше.

Центральному аппарату разрешили рассматривать такие жалобы и обращения, даже если это задача территориальных органов.

Есть и другие новшества.

Документ: Приказ ФАС России от 15.12.2023 N 1010/23


10.01.2024

Госзакупки регионов у единственного поставщика с 25 декабря 2023 года: разъяснения Минфина

Ведомство сообщило: с 25 декабря 2023 года региональные и муниципальные заказчики не вправе проводить закупки у единственного поставщика по дополнительным случаям, которые до этой даты установил субъект РФ (п. 1 письма).

Напомним, право регионов определять свои случаи и порядки закупок у единственного поставщика ограничили. Норма, которая это разрешала, утратила силу. Подробнее в обзоре.

Документ: Письмо Минфина России от 29.12.2023 N 24-01-10/128563 (https://minfin.gov.ru/ru/document?id_4=305649-pismo_minfina_rossii_ot_29.12.2023__24-01-10128563_ob_...)


10.01.2024

Болезнь ответственного сотрудника не оправдывает пропуск срока подписания госконтракта, решил суд

Победителя закупки признали уклонившимся, так как он не подписал контракт в срок и не предоставил его обеспечение. Контролеры включили сведения в РНП.

Победитель пытался обжаловать такое решение: обязательства не исполнили вовремя, поскольку сотрудник, который отвечал за подписание контракта, был на амбулаторном лечении из-за простуды. Это подтверждает больничный лист.

Три инстанции не поддержали победителя:

- болезнь ответственного сотрудника не форс-мажор. Эту причину нельзя считать обстоятельством, которое мешало исполнить обязательства;

- победитель не принял достаточных мер заботливости и осмотрительности - не обеспечил возможность подписания контракта иным лицом или с другого компьютера;

- больничный сотрудника пришелся не на весь период подписания контракта. У победителя было время, чтобы исполнить обязательства. Он отложил подписание контракта на последний день и понес предпринимательские риски.

Отметим, в практике есть примеры как со сходной, так и с противоположной позицией.

Документ: Постановление АС Московского округа от 18.12.2023 по делу N А40-56773/2023


10.01.2024

Цифровой госконтракт: ряд оптимизационных поправок вступят в силу с новой даты

Оформлять через ЕИС соглашения об изменении и о расторжении контрактов нужно будет с 1 января 2025 года, а не с 1 июля 2024 года, как планировали ранее. Это касается сделок, которые заключили в том числе по итогам открытых электронных процедур.

Формировать цифровой контракт с единственным поставщиком по итогам несостоявшейся закупки также начнут с 1 января 2025 года. Так, речь идет о ситуации, когда открытая конкурентная закупка прошла безрезультатно и заказчик решил заключить сделку с единственным поставщиком.

Документ: Федеральный закон от 25.12.2023 N 624-ФЗ


10.01.2024

Правила изменения строительных госконтрактов из-за форс-мажора будут действовать и в 2024 году

Правительство продлило действие порядка и случаев корректировки существенных условий контрактов, которые нельзя исполнить по независящим от сторон обстоятельствам. Новшество заработало с 6 января 2024 года.

Речь идет о государственных и муниципальных контрактах на работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства или сохранению объектов культурного наследия.

Напомним, согласно этому порядку можно менять, например, объем и (или) виды работ по контракту, спецификацию и типы оборудования из проектной документации.

Документ: Постановление Правительства РФ от 25.12.2023 N 2304


10.01.2024

СМСП в планах закупок по Закону N 223-ФЗ: расширен список заказчиков, которых проверяют регионы

Правительство обновило перечень заказчиков, чьи проекты планов закупки и изменений в такие планы проходят оценку соответствия закону в части СМСП. Речь идет о тех, кого проверяют органы власти регионов.

В список включили более 200 новых компаний и региональных учреждений. В их числе медицинские, жилищно-коммунальные, образовательные и другие организации.

Напомним, с 1 января 2024 года дополнили и список заказчиков, чьи документы проверяет Корпорация МСП.

Документ: Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2023 N 3965-р


09.01.2024

Госзаказчик не увидел явных недостатков при приемке - суды не взыскали неосновательное обогащение

Стороны заключили контракт на строительство детского сада. Результат приняли без замечаний и ввели объект в эксплуатацию.

Позже контрольно-счетная палата провела обследование объекта и выявила переплату более 9 млн руб.: заказчик оплатил работы, которые не сделали, выполнили в меньшем объеме или с применением других материалов.

Подрядчик добровольно деньги не вернул. Три инстанции их тоже не взыскали:

- судебная экспертиза установила недостоверность результатов обследования. Переплата составляла около 600 тыс. руб. При этом по ряду позиций подрядчик сделал больше, чем отразили в актах. Контролеры об этом умолчали;

- завышение объемов работ было очевидным. Его могли и должны были обнаружить при обычной проверке. Заказчик же принял результат без замечаний. По ГК РФ он в таком случае не вправе ссылаться на явные недостатки.

В практике есть пример, когда суды взыскали с подрядчика переплату в похожем споре. По их мнению, при обычном способе приемки заказчик не мог установить, что работы выполнили в меньшем объеме, чем указали в актах.

Документ: Постановление АС Дальневосточного округа от 20.12.2023 по делу N А24-3688/2022



Аналитический обзор: документ недели