КонсультантПлюс: ГОСЗАКУПКИ: ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ
Исключительные права на представленный обзорпринадлежат АО "Консультант Плюс".
Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 25 по 29 сентября 2023 года.
29.09.2023
Описание объекта госзакупки в структурированном виде с 1 октября 2023 года: разъяснения Минфина
Если в КТРУ нет соответствующей позиции, то с 1 октября при описании объекта закупки его параметры указывают через ЕИС.
Ведомство отметило: в этом случае при размещении извещения с указанной даты характеристики объекта закупки, например технические, приводят в структурированном виде через ЕИС. К извещению также прилагают документ с полным описанием объекта закупки, который сформировали без системы.
Документ: Письмо Минфина России от 25.09.2023 N 24-03-09/90944
28.09.2023
Суды не увидели вины подрядчика в просрочке по госконтракту из-за удорожания стройматериалов
Стороны заключили контракт на капремонт автодороги. При его исполнении подорожали материалы. Подрядчик попросил увеличить цену и срок, обосновал это документами, но заказчик отказал из-за отсутствия лимитов.
Подрядчик предложил расторгнуть сделку по соглашению и оплатить выполненные работы. Заказчик же начислил пени и позже удержал их из средств гарантии.
Три инстанции взыскали с заказчика неосновательное обогащение:
- вины подрядчика в просрочке нет. Контракт не могли исполнить в срок по объективным причинам, о чем заказчику сообщили;
- не доказали, что контрагент намеренно уклонялся от выполнения работ. К такому же выводу пришли контролеры;
- подрядчик подтвердил, что цены на стройматериалы выросли. Он также обращался к заказчику за разрешением проблемы;
- у заказчика были основания для списания неустойки.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
Документ: Определение ВС РФ от 18.09.2023 N 306-ЭС23-16112
26.09.2023
Ряд антикризисных мер в госзакупках предложили продлить: проект Минэкономразвития
До 31 декабря 2024 года хотят продлить, в частности:
- право заказчиков не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта и гарантийных обязательств. Послабление по-прежнему не станет действовать, если в контракте предусмотрели аванс и расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению;
- право сторон по предложению заказчика изменить количество лекарств, медизделий и расходных материалов по контракту в пределах 30%. Как и сейчас, при уменьшении объемов стороны будут обязаны пропорционально снизить цену контракта, при увеличении - вправе пропорционально ее увеличить;
- право отдельных заказчиков не учитывать ограничение предельного годового объема малых закупок в 50 млн руб.;
- право правительства и регионов устанавливать дополнительные случаи неконкурентных закупок.
Также по спецнорме сторонам планируют разрешить по согласию изменять существенные условия контракта, который заключили до 1 января 2025 года, если из-за непредвиденных обстоятельств его нельзя исполнить. Сейчас при соблюдении ряда условий можно корректировать контракты, которые заключили до 1 января 2024 года.
Планируют, что поправки вступят в силу с 1 января 2024 года. Общественное обсуждение проекта завершат 3 октября.
Документ: Проект федерального закона
26.09.2023
Национальный режим: правила госзакупок пробирок для взятия крови изменят с 1 декабря 2023 года
В действующую позицию для вакуумных пробирок из перечня запретных товаров добавят коды:
- 22.29.29.190 по ОКПД 2;
- 293370, 293420, 293500, 293570, 293660, 334330 по НКМИ.
Из списка импортных медизделий с ограничениями допуска, в который вакуумные пробирки входят сейчас, их исключат.
Уточнят и перечень квотируемых товаров по Закону N 44-ФЗ. Из позиции для вакуумных пробирок и других емкостей исчезнет продукция с кодами 293370, 293420, 293500, 293570 и 293660 по НКМИ.
Новшества применят к закупкам, которые объявят после даты вступления поправок в силу.
Документ: Постановление Правительства РФ от 16.09.2023 N 1512
25.09.2023
Госзакупки: решение о включении данных в РНП признали незаконным - суды не взыскали убытки с УФАС
Сведения об обществе включили в РНП из-за уклонения от заключения контракта. Суд признал это решение незаконным спустя год нахождения информации в реестре. Данные исключили из РНП.
Поскольку в период нахождения сведений в реестре другие заказчики отказывали обществу в заключении сделок, оно обратилось в суд, чтобы взыскать с контролеров упущенную выгоду.
Три инстанции не нашли причинной связи между действиями контролеров и убытками:
- то, что общество участвовало в закупке, не означает, что с ним сразу заключат сделку. Процедура подписания контракта включает в себя ряд действий: представление обеспечения его исполнения, своевременное направление проекта контракта заказчику и его подписание. Этих действий общество не совершало;
- убытки в заявленном размере общество не доказало. Расчет прибыли от потенциальных контрактов в период нахождения сведений в РНП не подтверждает упущенную выгоду. Получение этого дохода зависит от разных факторов, поэтому его размер точно определить нельзя;
- контролеры действовали в пределах своих полномочий, когда вносили сведения в реестр. То, что их решение признали незаконным, не означает, что именно из-за них возникли убытки.
Отметим, недавно ВС РФ поддержал суды, которые не взыскали с контролеров убытки в ситуации, когда их решение о включении данных в РНП из-за одностороннего отказа заказчика признали незаконным.
Документ: Постановление АС Московского округа от 11.09.2023 по делу N А40-247812/22-145-1937
Аналитический обзор: документ недели