Новое в Федеральном законодательстве

27.04.2017

Выпуск от 27.04.2017

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк                                                                                
системы КонсультантПлюс 27 апреля 2017 г.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Распоряжение Правительства РФ от 19.04.2017 N 737-р

<Об утверждении Стратегии обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года>

Утверждена Стратегия обеспечения единства измерений в Российской Федерации на период до 2025 года

В Стратегии представлена общая характеристика системы обеспечения единства измерений и ее место в экономике страны, проведена оценка состояния системы обеспечения единства измерений, определены ее основные системные проблемы, проведен анализ задач и приоритетов в области развития экономики и обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации.

Варианты реализации Стратегии разработаны в составе 2 основных вариантов развития экономики:

  • первый вариант (умеренно-оптимистический, базовый) - предполагает активную политику, направленную на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста;

  • и второй вариант (инерционный) - предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в последний период, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора, стагнацию государственного спроса.

Предполагается, что в ходе реализации умеренно-оптимистического, базового сценария должна быть создана система обеспечения единства измерений, удовлетворяющая потребностям экономики инновационного типа. Для создания такой системы обеспечения единства измерений необходимо выполнение всех задач Стратегии в полном объеме и достижение запланированных значений показателей.

В условиях развития экономики по инерционному сценарию ожидается, что финансирование реализации Стратегии сохранится на имеющемся в настоящее время уровне - около 0,5 млрд. рублей в год. Привлечение дополнительных средств будет возможно в рамках мероприятий отраслевых федеральных целевых программ, расширения государственно-частного партнерства. В этом случае большинство задач Стратегии не может быть реализовано в полном объеме.

В приложении приводится таблица показателей развития системы обеспечения единства измерений.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Постановление Правительства РФ от 24.04.2017 N 487

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. N 386"

Правительством РФ скорректированы общие исключения в отношении допустимости соглашений между кредитными и страховыми организациями

Принятым Постановлением, в частности:

- срок действия общих исключений продлевается до 13 лет;

- вводится запрет на установление требований о наличии определенного количественного и штатного состава работников страховой организации, с которой кредитной организацией заключается соглашение;

- устанавливается, что страховая организация обязана предоставить кредитной организации сведения и документы, необходимые для заключения соглашения только при отсутствии указанной информации на сайтах страховой организации и Банка России в сети "Интернет";

- вводится предельный десятидневный срок направления страховой организации перечня требований кредитной организации для организации проверки соблюдения требований к страховой организации для заключения соглашения.

Постановлением вводится ряд новых требований к допустимым соглашениям, в частности, требования к возможной периодичности проведения процедуры подтверждения соответствия страховой организации требованиям; установление исчерпывающего перечня документов и сведений, которые страховая организация обязана предоставлять в кредитную организацию; установление порядка и сроков информирования страховой организации о результатах проведения процедуры подтверждения соответствия требованиям; установление возможной периодичности внесения изменений в требования кредитной организации к страховым организациям. Запрещается предусматривать ограничения для страховой организации в отношении сроков подачи документов для повторного прохождения процедуры проверки на соответствие ее требованиям кредитной организации.

Постановление вступает в силу с 20 мая 2017 года.

Указание Банка России от 31.03.2017 N 4335-У

"Об установлении предельных значений размера сделок акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, при превышении которых такие сделки могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность"

Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2017 N 46460.

Для сделок АО и ООО определены предельные значения, при превышении которых они могут признаваться сделками, в совершении которых имеется заинтересованность

Предельные значения размера сделок установлены в зависимости от балансовой стоимости активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Предельные значения размера сделок составляют при стоимости активов:

  • не более 25 миллиардов рублей - 20 миллионов рублей;

  • от 25 миллиардов до 100 миллиардов рублей - 50 миллионов рублей;

  • от 100 миллиардов до 1 триллиона рублей - 500 миллионов рублей;

  • от 1 триллиона до 2 триллионов рублей - 1 миллиард рублей;

  • более 2 триллионов рублей - 2 миллиарда рублей.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

"Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок"

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)

Верховным Судом РФ обобщена судебная практика по делам, связанным с установлением сервитута на земельный участок

В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами общей юрисдикции и арбитражными судами дел, связанных с установлением сервитута на земельный участок, устанавливается, в частности, что:

  • при решении вопроса, какому суду - общей юрисдикции или арбитражному - надлежит рассматривать дело об установлении, изменении условий, прекращении сервитута, необходимо учитывать в совокупности субъектный состав участников спора и характер правоотношений;

  • с требованием об установлении сервитута вправе обратиться собственник земельного участка, на котором расположен принадлежащий иному лицу линейный объект, возведенный после возникновения частной собственности на указанный земельный участок;

  • сервитут может быть установлен только в случае отсутствия у собственника земельного участка (объекта недвижимости) иной возможности реализовать свое право пользования принадлежащим ему участком (объектом);

  • не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием;

  • при наличии нескольких вариантов прохода (проезда) к земельному участку через соседний земельный участок суду следует исходить из необходимости обеспечить баланс интересов сторон и установить сервитут на условиях, наименее обременительных для собственника земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;

  • плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей;

  • условиями сервитута может быть предусмотрен порядок изменения платы. Каждая из сторон вправе обратиться в суд с требованием об изменении размера платы (увеличении или уменьшении) в случае изменения объема ограничений прав собственника земельного участка, обремененного сервитутом.

Проект Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения"

Минсельхозом России предложены меры по оптимизации механизма управления участками из земель сельскохозяйственного назначения, находящимися в общей долевой собственности

Проектом, в частности, предлагается:

  • повысить кворум общего собрания собственников долей в праве общей долевой собственности на земельный участок;

  • установить запрет на принятие общим собранием решений по вопросам, не включенным в повестку собрания;

  • возложить обязанности по организации и проведению общего собрания на уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

Предусматривается установление обязанности органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, осуществить определение размеров земельных долей, выраженных в гектарах или баллах, в виде простой правильной дроби.

Расчет размера земельных долей представляется на утверждение общему собранию участников долевой собственности. Если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования расчета размера земельных долей не принято решение об утверждении расчета размера земельных долей, орган местного самоуправления утверждает такой расчет размера земельных долей самостоятельно.

Проектом, кроме того, уточняются нормы о возможности выдела земельного участка в счет земельной доли в случае, если земельный участок передан в аренду, а также расширяется перечень случаев предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Информационное сообщение Банка России

"О представлении в Банк России отчетности саморегулируемой организации, объединяющей кредитные потребительские кооперативы"

СРО, объединяющие кредитные потребительские кооперативы, начиная со II квартала 2017 года представляют в Банк России отчетность в соответствии с Указанием от 13.01.2017 N 4262-У

Указание Банка России от 13.01.2017 N 4262-У "О содержании, форме, порядке и сроках представления в Банк России отчетности саморегулируемой организации в сфере финансового рынка" вступило в силу с 10.04.2017.

Данное Указание предусматривает обязанность СРО, осуществляющих виды деятельности, перечисленные в статье 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 223-ФЗ (в том числе кредитные потребительские кооперативы), представлять в Банк России отчетность:

  • по форме 0420850 "Отчет о деятельности саморегулируемой организации в сфере финансового рынка";

  • по форме 0420851 "Отчет о персональном составе органов саморегулируемой организации в сфере финансового рынка".

Письмо Минфина России от 07.04.2017 N 03-04-06/20731

Минфин России разъяснил вопросы, связанные с предоставлением инвестиционного вычета по НДФЛ при реализации (погашении) ценных бумаг, а также их приобретении в порядке мены

Сообщается, в частности, что получение инвестиционного налогового вычета является правом налогоплательщика. Порядок предоставления данного вычета, установленный статьей 219.1 НК РФ, не предусматривает в качестве обязательного условия получение налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Если инвестиционный налоговый вычет не был предоставлен налоговым агентом, возврат излишне удержанной суммы налога производится налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика в порядке, установленном статьей 231 НК РФ.

Указано также, что в случае обмена (конвертации) одного пая паевого инвестиционного фонда на инвестиционные паи другого паевого инвестиционного фонда датой приобретения пая, полученного в результате обмена, является дата совершения обмена (конвертации).

Предельный размер налогового вычета в налоговом периоде определяется как произведение коэффициента Кцб и суммы, равной 3 000 000 рублей.

При реализации ценных бумаг с различными сроками нахождения в собственности налогоплательщика значение коэффициента Кцб определяется по формуле, приведенной в подпункте 2 пункта 2 статьи 219.1 НК РФ. Округление полученного значения коэффициента Кцб не предусмотрено.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Приказ Банка России от 20.04.2017 N ОД-1019

"О надзоре за соблюдением системно значимыми кредитными организациями порядка использования дополнительных требований (активов) в целях расчета норматива краткосрочной ликвидности"

Банк России берет под усиленный надзор соблюдение системно значимыми кредитными организациями порядка использования дополнительных требований (активов) при расчете нормативов Н26 и Н27

В частности, будет осуществляться анализ эффективности политики головной кредитной организации банковской группы (кредитной организации) по управлению риском ликвидности, плана действий головной кредитной организации банковской группы (кредитной организации) по сокращению зависимости от использования безотзывной кредитной линии, плана действий, направленных на соблюдение минимально допустимого числового значения норматива Н26 (Н27) в течение трех лет без использования (с уменьшением объема использования) безотзывной кредитной линии.

Регулярно (не реже одного раза в месяц) будет анализироваться обоснованность включения дополнительных ВЛА в иностранной валюте в состав числителя при расчете норматива Н26 (Н27) на основании отчетности о нормативе Н26 (Н27), а также следующих документов (информации):

  • политика банковской группы (кредитной организации) по управлению валютным риском; процедуры внутреннего контроля валютного риска;

  • результаты стресс-тестирования валютного риска активов, включенных в расчет ВЛА.

Предусматривается осуществлять анализ величины валютной позиции по соответствующим валютам за период не менее двух календарных лет в части абсолютного и относительного изменения и выполнения соответствующих лимитов, а также осуществлять расчет темпов роста (ежедневного, месячного, квартального) валютной позиции за отчетный месяц и (или) квартал и расчет исторически сложившегося темпа роста (ежедневного, месячного, квартального) величины открытых валютных позиций за последние два года в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента представления СЗКО отчетности о нормативе Н26 (Н27). В случае превышения темпов роста величины ОВП по заданным валютам над исторически сложившимся трендом (на индивидуальной и (или) консолидированной основе) и (или) наличия иных фактов, свидетельствующих об увеличении позиции в рассматриваемых валютах (например, превышение в течение нескольких операционных дней исторически наблюдавшегося максимума за последние три - шесть месяцев), будут анализироваться причины увеличения валютной позиции и соответствие данного факта политике банковской группы (кредитной организации) по управлению валютным риском, а также наличия фактов нарушения лимитов ОВП и их причины (при наличии нарушений).

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

<Информация> Банка России

"Контрольные соотношения показателей отчетности по форме 0420153 "Сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" за 2016 год"

Разработаны контрольные соотношения к форме 0420153 "Сведения об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" за 2016 год

Контрольные соотношения применяются для проверки правильности отражения показателей в форме отчетности, составляемой в соответствии с Указанием Банка России от 30.11.2015 N 3860-У.

Сообщены также общие требования к формированию файлов описания страховой организации в части заполнения обязательных реквизитов и отражению показателей отчетности.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Проект Постановления Правительства РФ

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

При проведении природоохранных надзорных мероприятий Минприроды России предлагает использовать риск-ориентированный подход

Проектом устанавливаются критерии отнесения объектов государственного надзора к определенной категории риска и периодичность проведения плановых проверок в зависимости от присвоенной категории.

Предполагается, что такая периодичность составит:

  • для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;

  • для категории высокого риска - один раз в 2 года;

  • для категории значительного риска - один раз в 3 года;

  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 3 года;

  • для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 4 года.

В отношении объектов государственного надзора, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.

Критерии отнесения поднадзорных объектов к различным категориям риска предлагается определять исходя из установленных законодательством в области охраны окружающей среды категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с использованием дополнительных характеристик. В соответствии с критериями вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований категория риска может быть как повышена, так и понижена при определенных проектом условиях, связанных с соблюдением (несоблюдением) обязательных требований.

Кроме того, в некоторые нормативные правовые акты Правительства РФ предлагается включить нормы о применении риск-ориентированного подхода в порядке, предусмотренном Положением о федеральном государственном экологическом надзоре.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

<О проведении экзаменов на право управления транспортным средством>

(Приложение к письму ГУОБДД МВД России от 20.04.2017 N 13/4-3596)

МВД России рассмотрены некоторые вопросы, возникающие в процессе предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительского удостоверения

В частности, разъясняется:

  • возможен ли прием экзамена в случае, если гражданин, обратившийся с заявлением о проведении экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительского удостоверения в экзаменационное подразделение, после сдачи (либо несдачи) одного из предусмотренных для данной категории (подкатегории) транспортного средства экзаменов не явился к месту проведения назначенного следующего (либо повторного) экзамена и обратился для его сдачи в другое экзаменационное подразделение;

  • необходимо ли хранение в подразделениях Госавтоинспекции документов, послуживших основанием к сдаче экзаменов, до момента выдачи водительского удостоверения, а также имеющихся водительских удостоверений при сдаче экзаменов на другую категорию;

  • каким нормативным правовым актом следует руководствоваться в настоящее время при хранении документов, послуживших основанием для предоставления государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительского удостоверения;

  • каков порядок аннулирования водительского удостоверения, если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые в установленном порядке были признаны подложными (поддельными), либо выдано с нарушением установленного порядка;

  • где необходимо хранить документы, послужившие основанием для выдачи водительского удостоверения заявителям, которые не достигли 18-летнего возраста и успешно сдали экзамены на право управления транспортным средством;

  • можно ли по заявлению кандидата в водители, прошедшего в установленном порядке профессиональное обучение по программам подготовки (переподготовки) водителей транспортных средств с механической коробкой передач, сдавать экзамены на автоматической коробке передач, и наоборот;

  • каким должно быть ограждение на эстакаде;

  • могут ли сотрудники Госавтоинспекции выдвигать дополнительные требования к техническим средствам контроля, используемым для проведения экзаменов на право управления транспортными средствами.