Новое в Федеральном законодательстве

14.07.2017

Выпуск от 14.07.2017

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк                                                                                
системы КонсультантПлюс 14 июля 2017 г.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Приказ Минтруда России от 06.04.2017 N 338н

"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по выплате пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2017 N 47361.

Регламентирован порядок выплаты пенсий пенсионерам, выехавшим на ПМЖ за пределы территории России

Указывается, что в соответствии с утвержденным регламентом пенсии выплачиваются гражданам РФ, иностранным гражданам и лицам без гражданства, выезжающим или выехавшим на постоянное место жительства за пределы территории РФ и имеющим право на получение пенсии в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федеральным законом от 28.12.2013 N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", за исключением граждан, на которых распространяется действие международных договоров РФ, а также в случае неполучения начисленной суммы пенсии в связи со смертью указанных граждан членам их семьи и наследникам. Гражданин вправе воспользоваться государственной услугой через своего законного или уполномоченного представителя.

Документом регламентируется в числе прочего:

  • срок предоставления государственной услуги;

  • исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подлежащих предоставлению заявителем;

  • состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения указанных процедур в электронной форме;

  • порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги;

  • ответственность должностных лиц территориальных органов ПФР за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) при предоставлении государственной услуги;

  • досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) территориального органа ПФР, а также его должностных лиц.

В приложениях к Регламенту приводятся формы документов, используемых при предоставлении государственной услуги.

Проект Федерального закона "Об основах разрешительной деятельности в Российской Федерации"

Минэкономразвития России предложено законодательное закрепление основ разрешительной деятельности

Проект устанавливает общие правила разрешительной деятельности и направлен, в числе прочего, на предотвращение избыточного вмешательства государственных органов, муниципальных органов, выполняющих публичные функции организаций, в деятельность физических и юридических лиц, претендующих на получение разрешения либо получивших его, а также оптимизацию использования материальных и финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления на осуществление разрешительной деятельности.

В проекте приводится, в частности, понятийный аппарат, определяются полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области разрешительной деятельности, устанавливается порядок ее осуществления, регламентируются запреты и ограничения, предусматривается порядок защиты прав физических и юридических лиц при осуществлении разрешительной деятельности, приводятся полномочия должностных лиц разрешительного органа.

Проектом предусматривается его вступление в силу по истечении одного года со дня его принятия, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

"Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов"

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)

Верховным Судом РФ обобщена судебная практика по вопросам разрешения судами споров, связанных с применением законодательства об иностранных инвестициях и защитой прав иностранных инвесторов

В настоящем Обзоре Верховным Судом РФ определены, в частности, следующие правовые позиции:

  • к осуществлению инвестиционной деятельности в Российской Федерации в форме создания юридического лица допускаются иностранные инвесторы, которые представили документы, подтверждающие их правоспособность и дееспособность, в том числе выданные уполномоченным органом иностранного государства;

  • организация, в капитале которой участвует иностранная компания, вправе совершать сделки, приводящие к установлению контроля иностранного инвестора над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, при условии согласования такой сделки с уполномоченным органом;

  • изменениям законодательства, устанавливающего правовой режим иностранных инвестиций в части использования налоговых льгот, не может быть придана обратная сила, если такие изменения ухудшают положение иностранного инвестора (созданной в Российской Федерации коммерческой организации с иностранными инвестициями) в длящихся правоотношениях, связанных с реализацией инвестиционного проекта;

  • само по себе прекращение участия иностранного акционера в российской организации к моменту выплаты причитавшихся ему дивидендов не препятствует применению к этому доходу пониженной ставки налога, предусмотренной международным соглашением об избежании двойного налогообложения;

  • право на применение пониженной ставки налога при выплате дивидендов, предусмотренное международным договором, не утрачивается в случае присоединения иностранного акционера, вложившего необходимую сумму в капитал российской организации, к другой иностранной компании;

  • налоговые льготы, предусмотренные международными договорами Российской Федерации, не предоставляются в отношении трансграничных операций, главной целью совершения которых являлось получение дохода ее участниками исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды (создания благоприятных условий налогообложения) в отсутствие намерения осуществлять экономическую деятельность;

  • льгота по уплате таможенной пошлины при ввозе на таможенную территорию товара, являющегося вкладом в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями, предоставляется вне зависимости от момента перехода права собственности на товар от иностранного участника к российской организации;

  • арбитражный суд Российской Федерации обладает компетенцией по рассмотрению спора о взыскании суммы долга по обязательству, в отношении которого произведена уступка права (требования) и при наличии пророгационного соглашения о рассмотрении в иностранном суде споров, вытекающих из соглашения об уступке;

  • документы, связанные с осуществлением субъектом предпринимательской и иной экономической деятельности и составленные на территории иностранного государства (договоры, счета, товаротранспортные документы и т.п.), не являются официальными документами и, следовательно, по общему правилу не требуют обязательного удостоверения в виде консульской легализации или проставления апостиля.

Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2017 N 308-ЭС17-4299

Суд при определении размера компенсации за незаконное использование товарного знака не вправе по своей инициативе изменять вид компенсации, избранный правообладателем товарного знака

ООО "Р." является правообладателем товарного знака. Индивидуальный предприниматель осуществлял реализацию товара, на упаковке которого имеются изображения, сходные до степени смешения с товарным знаком правообладателя, а также предлагал к продаже аналогичную продукцию.

ООО "Р." как правообладатель товарного знака обратилось с иском о взыскании с предпринимателя компенсации, рассчитанной на основании пп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ и заявленной исходя из стоимости права использования товарного знака.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения апелляционным судом, иск удовлетворен частично. Снижая размер компенсации, суд исходил из однократности нарушения ответчиком одного товарного знака истца и из незначительной стоимости контрафактного товара.

Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака (пп. 2 п. 4 ст. 1515, п. 3 ст. 1252 ГК РФ). При этом он должен доказать факт правонарушения, не доказывая размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление от 13.12.2016 N 28-П) положения пп. 1 ст. 1301, пп. 1 ст. 1311 и пп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они не позволяют суду при определении размера компенсации в случае нарушения предпринимателем при осуществлении им предпринимательской деятельности одним действием прав на несколько объектов интеллектуальной собственности, определить общий размер компенсации ниже минимального предела установленного законом, если размер подлежащей выплате компенсации, исчисленной по установленным правилам с учетом возможности ее снижения, многократно превышает размер причиненных правообладателю убытков и если при этом обстоятельства дела свидетельствуют, в частности, о том, что правонарушение совершено предпринимателем впервые и что использование объектов интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат другим лицам, с нарушением этих прав не являлось существенной частью его предпринимательской деятельности и не носило грубый характер.

Аналогичный подход должен применяться как к размеру компенсации, определяемому по усмотрению суда, так и в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.

Доводы истца о невозможности изменения размера компенсации, заявленной на основании пп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ, являются необоснованными. При этом суд не вправе снижать размер компенсации ниже минимального предела, установленного законом, по своей инициативе. Сторона, заявившая о необходимости снижения, обязана это доказать. Такое снижение должно быть мотивировано судом и подтверждено доказательствами (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ N 305-ЭС16-13233 от 21.04.2017).

ООО "Р." избрало компенсацию, взыскиваемую на основании пп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ, следовательно, снижение ее размера ниже двукратной стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или двукратного размера стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака, возможно только при наличии мотивированного заявления предпринимателя, подтвержденного доказательствами.

Суд при определении размера компенсации не вправе по своей инициативе изменять вид компенсации, избранный правообладателем (п. 35 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015). Однако суды произвольно определили размер компенсации, разделив сумму вознаграждения по лицензионному договору на 12 месяцев способом, не предусмотренным ни пп. 2 п. 4 ст. 1515 ГК РФ, ни пп. 1 п. 4 ст. 1515 ГК РФ, немотивированно снизив размер компенсации ниже минимального предела, установленного законом.

Верховный Суд РФ отменил судебные акты по делу и направил дело на новое рассмотрение.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруд России от 22.05.2017 N 431н

"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по промышленной фармации в области контроля качества лекарственных средств"

Зарегистрировано в Минюсте России 10.07.2017 N 47346.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по промышленной фармации в области контроля качества лекарственных средств

Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является предупреждение использования или реализации материалов или продукции, не удовлетворяющих установленным требованиям.

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:

- проведение работ по контролю качества на фармацевтическом предприятии;

- руководство работами по контролю качества на фармацевтическом предприятии.

Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.

Приказ МВД России от 19.06.2017 N 390

"Об утверждении форм бланков разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства"

Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2017 N 47389.

Обновлены формы бланков разрешения на работу иностранным гражданам

Утверждены формы бланков разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства:

- являющемуся высококвалифицированным специалистом;

- привлекаемому для осуществления трудовой деятельности в целях реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково";

- обучающемуся в РФ по очной форме в профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию;

- направляемому коммерческой организацией, зарегистрированной на территории государства - члена ВТО, для осуществления деятельности на территории РФ;

- привлекаемому и используемому для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

- привлекаемому и используемому для осуществления трудовой деятельности работодателем, являющимся участником проекта международного медицинского кластера;

- привлекаемому и используемому для осуществления трудовой деятельности на территории свободного порта Владивосток.

Указанные бланки разрешений на работу являются документами строгой отчетности и относятся к защищенной полиграфической продукции с уровнем защиты от подделки "Б".

Признаны не подлежащими применению Приказы ФМС России от 19.02.2014 N 97, от 08.12.2014 N 636, от 09.02.2015 N 28 и от 09.10.2015 N 451.

<Письмо> Минтруда России от 06.06.2017 N 14-2/10/В-4361

<По вопросам внедрения профессиональных стандартов и приведения наименования должностей в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации">

Минтрудом России даны разъяснения по вопросам внедрения профстандартов в учреждениях социального обслуживания, оказывающих услуги несовершеннолетним

Сообщается, в частности, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 N 584, профстандарты в части установленных требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, применяются организациями с государственным участием поэтапно на основе утвержденных ими с учетом мнения представительного органа работников планов, в которых предусматривается:

- определение списка профстандартов, подлежащих применению;

- определение потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении и дополнительном профессиональном образовании работников на основе анализа квалификационных требований профстандартов и кадрового состава организаций;

- проведение соответствующих мероприятий по образованию и обучению в установленном порядке.

Срок реализации мероприятий планов организациями - не позднее 1 января 2020 года.

Обязанность работодателя проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников подразумевает, что оно проводится за счет средств работодателя.

Наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать указанным в квалификационных справочниках или профстандартах, если выполнение работ по ним связано с предоставлением компенсаций и льгот либо наличием ограничений.

Сообщается также, что при отсутствии у такой организации лицензии на образовательную деятельность она не может быть признана образовательной организацией и ее работники не признаются педагогическими работниками. Для них действуют общие положения Трудового кодекса РФ о продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска и рабочего времени и др. При этом региональные органы власти в сфере социального обслуживания вправе устанавливать более высокие меры социальной поддержки и стимулирования работников организаций социального обслуживания субъекта РФ.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Указание Банка России от 21.04.2017 N 4356-У

"О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности страховыми организациями и обществами взаимного страхования в Центральный банк Российской Федерации"

Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2017 N 47293.

Банком России дополнен перечень форм отчетности страховщиков

Указанием Банка России, которое заменит собой Указание от 30.11.2015 N 3860-У, установлены формы отчетности, сроки и порядок их составления и представления страховыми организациями и обществами взаимного страхования.

В составе отчетности, представляемой в порядке надзора, предусмотрены новые формы: 0420150 "Общие сведения о страховщике", 0420163 "Отчет об операциях со связанными сторонами" (квартальная), 0420164 "Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета страховщика", 0420165 "Отчет о финансовых результатах страховщика (по символам доходов и расходов)", 0420166 "Сведения об утверждении аудиторской организации или индивидуального аудитора", 0420167 "Сведения о договоре на проведение аудита", 0420168 "Сведения об ответственном актуарии".

В разделе, предусматривающем формы статистической отчетности, содержится только одна форма - 0420162 "Сведения о деятельности страховщика".

Также скорректированы наименования и показатели некоторых иных форм отчетности.

Указание Банка России от 20.06.2017 N 4423-У

"О внесении изменения в пункт 17 Указания Банка России от 22 февраля 2017 года N 4297-У "О порядке инвестирования средств страховых резервов и перечне разрешенных для инвестирования активов"

Зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2017 N 47364.

Уточнены требования к активам, в которые страховщиками инвестированы средства страховых резервов

Установлено, что требования абзацев второго и четвертого подпункта 7.1 пункта 7 Указания Банка России от 22 февраля 2017 года N 4297-У, касающиеся наличия кредитного рейтинга не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России, не применяются в отношении ценных бумаг, указанных в подпунктах 6.2, 6.3 и 6.5 пункта 6 данного Указания, в которые по 13 июля 2017 года включительно страховщиком были инвестированы средства страховых резервов или собственные средства (капитал).

Данное положение действует до 1 июля 2018 года.

Указание вступает в силу с 14 июля 2017 года.

Указание Банка России от 20.06.2017 N 4424-У

"О внесении изменения в пункт 17 Указания Банка России от 22 февраля 2017 года N 4298-У "О порядке инвестирования собственных средств (капитала) страховщика и перечне разрешенных для инвестирования активов"

Зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2017 N 47363.

Уточнены требования к ценным бумагам, в которые страховщиками инвестированы собственные средства (капитал)

Установлено, что требования абзацев второго и четвертого подпункта 7.1 пункта 7 Указания Банка России от 22 февраля 2017 года N 4298-У, касающиеся наличия кредитного рейтинга не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России, не применяются в отношении ценных бумаг, указанных в подпунктах 6.2, 6.3 и 6.5 пункта 6 данного Указания, в которые по 13 июля 2017 года включительно страховщиком были инвестированы собственные средства (капитал) или средства страховых резервов.

Данное положение действует до 1 июля 2018 года.

Указание вступает в силу с 14 июля 2017 года.

<Письмо> ФНС России от 23.06.2017 N БС-4-21/12076

"О формах налоговой отчетности по налогу на имущество организаций"

Расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций за отчетные периоды 2017 года могут представляться по новой форме

Новые формы налоговой отчетности утверждены приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/271@.

Установлено, что приказ применяется начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2017 года.

Вместе с тем налоговым органам рекомендовано осуществлять прием налоговых расчетов по авансовым платежам как по новой форме, утвержденной указанным выше приказом, так и по форме, утвержденной ранее действовавшим приказом ФНС России от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895.

Информация Минфина России

"Сопоставительная таблица изменений направлений расходов, применяемых в 2017 - 2018 годах"

Составлена таблица изменений направлений расходов, применяемых в 2017 - 2018 годах

В связи с изменениями, внесенными в Указания о порядке применения бюджетной классификации, предусматривающими дополнение направлений расходования бюджетных средств, разработана таблица, содержащая коды и наименования направлений расходов, применяемых в 2017 году и подлежащих применению в 2018 году.

<Информация> Минэкономразвития России

"Сообщение о средних за истекший налоговый период ценах на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении углеводородного сырья на период с 1 по 30 июня 2017 г."

Минэкономразвития России представлен расчет средних за истекший налоговый период цен на соответствующие виды углеводородного сырья, добытые на новом морском месторождении, за период с 1 по 30 июня 2017 года

В информации приводятся:

  • средние за налоговый период цены на мировых рынках на нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную;

  • средние за налоговый период цены на мировых рынках на газовый конденсат, добытый из всех видов месторождений углеводородного сырья;

  • средняя за налоговый период оптовая цена на газ горючий природный при поставках на внутренний рынок;

  • средние за налоговый период цены на газ горючий природный при поставках за пределы единой таможенной территории Таможенного союза.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Постановление Правительства РФ от 12.07.2017 N 825

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Уточнены требования к кредитной организации, в депозиты которой могут передаваться средства пенсионных накоплений, а также средства накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих

В частности:

  • с 10 до 25 млрд. рублей увеличен размер собственных средств (капитала), которым должна располагать кредитная организация;

  • кредитная организация должна находиться под прямым или косвенным контролем Банка России или Российской Федерации;

  • наличие кредитного рейтинга не ниже уровня A-(RU) по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства АКРА (АО);

  • отсутствие просроченной задолженности по банковским вкладам (депозитам), ранее размещенным в ней управляющей компанией;

  • участие в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в соответствии с Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Кроме того, Правительство РФ наделяется полномочиями по принятию отдельных решений о допуске к управлению пенсионными накоплениями, а также средствами накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих кредитных организаций, не соответствующих установленным требованиям, в отношении которых по состоянию на 1 января 2015 года действуют международные санкции, либо организаций, находящихся под контролем лиц, в отношении которых действуют международные санкции, а также полномочиями по недопуску кредитных организаций, соответствующих установленным требованиям, к приему средств пенсионных накоплений или накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих в случае применения кредитной организацией ограничений по осуществлению банковских операций в отношении отдельных отраслей, отдельных предприятий (организаций) - в связи с применением к РФ мер санкционного воздействия, а также в случае наличия рисков (угроз) применения кредитной организацией таких ограничений.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Информация Банка России от 13.07.2017

"О составлении и представлении отчетности в порядке надзора, статистической отчетности и бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования"

Банком России сообщено о сроках начала применения новых требований к представлению отчетности страховщиков

Указанием Банка России от 21.04.2017 N 4356-У установлены формы отчетности в порядке надзора и статистической отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования.

Сообщается, что отчетность в соответствии с данным Указанием составляется и представляется начиная с отчетного месяца, в котором оно вступило в силу, - с июля 2017 года.

Отчетность за первое полугодие 2017 года составляется и представляется в Банк России в соответствии с Указанием Банка России от 30.11.2015 N 3860-У.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, составленная в соответствии с Положением Банка России от 28.12.2015 N 526-П за первое полугодие 2017 года, представляется в течение 30 календарных дней после окончания первого полугодия 2017 года.

Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность за первый квартал и первое полугодие 2017 года представляется страховщиками отдельно от отчетности в порядке надзора за аналогичный отчетный период.

Информационное сообщение Банка России

"О рекомендуемом составе избранных примечаний в составе промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности негосударственных пенсионных фондов"

Банк России информирует негосударственные пенсионные фонды о составе избранных примечаний в рамках промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности

В информационном сообщении приведены перечни примечаний, которые рекомендовано включать в состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Указанные перечни составлены применительно к негосударственным пенсионным фондам, в том числе с учетом их организационно-правовой формы: акционерного общества, некоммерческой организации, а также акционерного общества и некоммерческой организации, принявших решение о применении Международного стандарта финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты".

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

<Письмо> ФАС России от 30.06.2017 N РП/44748/17

"О направлении разъяснений по вопросам возможности применения положений статей 43, 51 - 51.2 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" к жалобам, рассматриваемым в порядке, установленном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"

Порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства не распространяется на порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договора

ФАС России сообщает, что статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрен специальный порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров. Положения статей 43, 51 - 51.2 указанного Федерального закона регулируют порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и на случаи подачи жалоб в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции не распространяются.

ФАС России отмечает, что основной задачей антимонопольного органа при реализации полномочий, установленных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, является оперативное пресечение нарушений действующего законодательства. В связи с этим, в частности, устанавливаются короткие (в течение 7 рабочих дней) сроки рассмотрения жалоб.

Помимо этого, при применении статьи 18.1 Закона о защите конкуренции установлен ряд особенностей:

- необходимость уведомления неограниченного круга лиц, заинтересованных в участии в обжалуемых торгах (в частности, путем публикации информации на сайте torgi.gov.ru);

- лица, участвующие в рассмотрении жалобы антимонопольным органом, вправе защищать свои права всеми способами, не запрещенными законом с учетом семидневного срока рассмотрения жалобы;

- возражения и дополнения к жалобе могут быть направлены в антимонопольный орган не позднее чем за 2 рабочих дня до дня рассмотрения жалобы;

- установлен запрет на повторное обращение с той же жалобой заявителя, ранее отозвавшего жалобу.

По результатам рассмотрения жалобы, антимонопольный орган принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и, в случае признания жалобы обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания. Невыполнение в установленный срок предписания антимонопольного органа образует состав административного правонарушения.

Решения и предписания, выданные в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, могут быть обжалованы в суд.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

<Письмо> Росприроднадзора от 11.07.2017 N АА-03-04-32/14988

"О разъяснениях по вопросам постановки объектов НВОС на государственный учет"

Вопросы исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду не связаны напрямую с определением объекта НВОС

Разъясняется, что критерии определения категории объекта НВОС утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 N 1029. Объект, не соответствующий критериям, не подлежит постановке на государственный учет в качестве объекта НВОС.

Одновременно с этим, согласно ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты и хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Таким образом, плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юрлица и ИП, осуществляющие на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юрлиц и ИП, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Кроме того, разъясняется, что ИП и юрлица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (кроме субъектов МСП) на объектах, подлежащих государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими рекомендациями по их разработке. Субъекты МСП, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному или региональному государственному экологическому надзору, представляют отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ соответственно.

В настоящее время критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, установлены Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору".

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Приказ Ростехнадзора от 14.06.2017 N 205

"Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации ядерных установок ядерного топливного цикла"

Зарегистрировано в Минюсте России 11.07.2017 N 47355.

Ростехнадзором утверждены правила обеспечения безопасности при выводе из эксплуатации ядерных установок ядерного топливного цикла (НП-057-17)

Правилами установлены требования к обеспечению безопасности при выводе таких установок из эксплуатации, реализуемые на всех стадиях их полного жизненного цикла, а также требования к программе вывода установки из эксплуатации и ее комплексному инженерному и радиационному обследованию.

Требования распространяются на размещаемые, проектируемые, сооружаемые, эксплуатируемые и выводимые из эксплуатации ядерные установки ядерного топливного цикла.

ПРАВОСУДИЕ

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 14.06.2017

"Об утверждении Положения о порядке размещения текстов судебных актов на официальных сайтах Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Определены особенности размещения текстов судебных актов на сайтах судов

Размещению на сайтах Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов подлежат тексты судебных актов, вынесенных ими по существу дела, рассмотренного в порядке гражданского, административного, уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях, судопроизводства в арбитражных судах в качестве суда первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Не подлежат размещению тексты судебных актов, вынесенных по делам:

- затрагивающим безопасность государства;

- возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;

- о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

- об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;

- о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

- о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;

- об установлении фактов, имеющих юридическое значение, за исключением текстов судебных актов, вынесенных в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством;

- разрешаемым в порядке Вынесения судебного приказа.

Решение о неразмещении указанных текстов судебных актов принимает судья, рассмотревший дело, а при коллегиальном рассмотрении - судья-докладчик по делу.

Тексты судебных актов размещаются не позднее одного месяца со дня их принятия, а тексты приговоров - со дня вступления в силу, кроме судебных актов, принятых Верховным Судом РФ в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством и судебных актов арбитражных судов, которые размещаются не позднее следующего дня после дня их принятия.

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)"

(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)

Верховный Суд РФ представил третий обзор судебной практики в 2017 году

В документе рассмотрены в числе прочего практика разрешения споров в сфере договорных, обязательственных отношений, в связи с защитой права собственности и других вещных прав, в сфере оказания услуг управляющими организациями, в связи с реализацией права требования страхового возмещения владельцами транспортных средств; споров, связанных с защитой прав и законных интересов участников торгов, защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, с трудовыми и пенсионными отношениями, рассмотрены процессуальные вопросы, отражена практика применения законодательства о банкротстве, земельного законодательства, законодательства о защите конкуренции, законодательства о налогах и сборах.

Кроме того, приводится обзор практики договорных органов ООН и Европейского Суда по правам человека, а также даны разъяснения по отдельным вопросам, возникающим в судебной практике.