ГОСЗАКУПКИ: ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

26.07.2021

КонсультантПлюс: ГОСЗАКУПКИ: ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Исключительные права на представленный обзор                    
принадлежат АО "Консультант Плюс".  

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 26 по 30 июля 2021 года.

27.07.2021

ВС РФ: в контракте можно установить пени в большем размере, чем предусмотрено Законом N 44-ФЗ

Стороны заключили контракт. В нем предусмотрели пени в размере 1% от суммы контракта за каждый день просрочки исполнения обязательств поставщиком. Последний обратился в суд, чтобы признать такое условие ничтожным. Первая инстанция с ним согласилась: размер пеней в контракте выше их величины по Закону N 44-ФЗ. За каждый день просрочки пени должны составлять 1/300 действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки ЦБ РФ от не уплаченной в срок суммы.

Апелляция и кассация решили, что условие о размере пеней большем, чем указано в Законе N 44-ФЗ, не противоречит законодательству и не является основанием для признания спорного условия недействительным.

В обоснование своей позиции они ссылались среди прочего на обзор судебной практики, который утвержден до изменения редакции ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ: до 12 мая 2019 года норма устанавливала только нижний предел ответственности подрядчика в виде пеней.

В обзоре судебная коллегия ВС РФ со ссылкой на норму ГК РФ о возможности увеличения размера неустойки решила, что пени в контракте можно определить выше, чем по Закону N 44-ФЗ. Поскольку эта норма ГК РФ до сих пор не менялась, выводы из обзора применимы и сейчас.

Кроме того, по законодательству о контрактной системе не запрещено устанавливать размер ответственности больше, чем предусмотрено. Однако его может снизить суд при наличии оснований по ГК РФ.

ВС РФ не стал пересматривать дело.

Отметим, в практике есть и противоположное мнение.

Документ: Определение ВС РФ от 13.07.2021 N 308-ЭС21-10726


27.07.2021

ЦБ РФ повысил ключевую ставку

С 26 июля ключевую ставку увеличивают на 1 процентный пункт. Показатель достигнет 6,5%. Это повышение стало самым существенным с декабря 2014 года. Многие аналитики рассчитывали на столь решительные действия ЦБ РФ, хотя некоторые ждали более плавного роста. Все дело в высоком уровне инфляции.

По информации Минэкономразвития, темпы инфляции несколько замедлились, однако остаются еще очень высокими - 6,5% в годовом выражении. Этот показатель значительно превышает цель ЦБ РФ в 4%. Поскольку экономика, по различным оценкам, почти вышла на уровень, которого достигала до пандемии, сдерживание инфляции становится главной целью регулятора.

Возможно, из-за столь резкого повышения ключевой ставки банки скорректируют проценты по депозитам и кредитам. При этом продолжают расти число отказов в кредитах и общая сумма долга по кредитам, а значит, скорее всего, контроль за выдачей займов продолжат усиливать.

ЦБ РФ вернется к вопросу о ключевой ставке 10 сентября. Регулятор прогнозирует, что ее средний показатель до конца 2021 года будет в пределах 6,5% - 7,1%. Высокая инфляция заставляет ЦБ РФ идти на решительные шаги. Кроме того, экономическая ситуация в мире остается сложной. Вероятно, Банк России продолжит возвращение к нейтральной ставке.

Напомним, нейтральной называют ставку, которая не повышает и не сдерживает инфляцию. ЦБ РФ считает, что размер такой ставки равен уровню инфляции, увеличенному на 1 - 2 процентных пункта. Это долгосрочная нейтральная ставка. Краткосрочный показатель может быть иным. Банк России все еще стимулирует экономику с целью окончательного выхода из кризиса, поэтому ключевая ставка остается ниже нейтральной. При благоприятном развитии событий регулятор сможет сосредоточить усилия на уменьшении инфляции.

Документ: Информация Банка России от 23.07.2021


26.07.2021

Постановление о минимальной доле госзакупок отечественных товаров предлагают применять чаще

С начала года действует постановление о минимальной доле закупок российских товаров и товаров из стран ЕАЭС. Его применяют в закупках с ограничением допуска.

Минцифры предложило распространить это постановление на все закупки отечественной продукции, в том числе поставляемой или используемой при выполнении работ, оказании услуг, в отношении которой правительство установило такие ограничения (с. 2 проекта изменений). По словам авторов, новшество позволит заказчикам учитывать закупки российских товаров у едпоставщика для достижения минимальной доли.

Особенности определения НМЦК скорректируют (с. 4 проекта изменений). Так, для ее обоснования рыночным методом ценовые запросы планируют направлять не субъектам промышленной сферы из ГИСП, а поставщикам товаров, которые включены:

- в реестр российской промпродукции и (или) реестр радиоэлектронной продукции (РЭП);

- в реестр евразийской промпродукции;

- в ГИСП.

Если в реестрах есть 1 или 2 подходящих предложения, то для расчета цены контракта надо использовать только их. При этом для обоснования цены в рамках квотирования нормативный метод планируют не применять.

Кроме того, предлагают уточнить механизм квотирования РЭП (с. 2 - 3 проекта изменений). Его хотят использовать при заключении контрактов на работы (услуги), при исполнении которых заказчику передается право владения и (или) пользования продукцией. Среди прочего это контракты на радиоэлектронные услуги по предоставлению доступа к службе облачных вычислений.

Новшества могут заработать уже 1 ноября (с. 1 проекта постановления).

Общественное обсуждение проекта завершается 2 августа.

Документ: Проект постановления Правительства РФ (https://regulation.gov.ru/projects#npa=117562)