Правовые новости. Коротко о важном

06.03.2017

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ ЮРИСТА

Исключительные права на представленный обзор                    
принадлежат АО "Консультант Плюс".  

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 06 по 10 марта 2017 года.

10.03.2017

Для субъектов МСП преимущественное право выкупа арендуемого имущества планируется сделать бессрочным

Подготовлен проект о реализации средним и малым бизнесом преимущественного права на выкуп регионального и муниципального имущества и после 1 июля 2018 года.

По действующим правилам большинство субъектов малого и среднего предпринимательства могут воспользоваться таким правом лишь до 1 июля 2018 года. Проектом, который проходит общественное обсуждение, предлагается не ограничивать эту возможность каким-либо сроком.

Напомним, большинство субъектов малого и среднего предпринимательства вправе в приоритетном порядке приобрести арендованное ими имущество, которое отчуждается из госсобственности субъекта РФ или муниципальной собственности. Исключения составляют те, кто добывает и перерабатывает полезные ископаемые, кроме общераспространенных, а также субъекты, перечисленные в ч. 3 ст. 14 Закона о развитии МСП. Среди них - кредитные и страховые организации, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Документ: Проект Федерального закона (http://regulation.gov.ru/projects#npa=62792) (общественное обсуждение завершается 20 марта 2017 года)


09.03.2017

Капремонт: ужесточены требования к банкам, которые вправе открывать счета региональным операторам

Правительство увеличило число требований к банкам, которые могут участвовать в конкурсе на размещение у них региональным оператором денег на капремонт.

Согласно изменениям к действующим требованиям добавятся новые. Во-первых, кредитная организация должна будет участвовать в системе обязательного страхования вкладов физлиц в банках РФ. Во-вторых, необходимо будет соответствовать одному из следующих требований:

- нахождение под прямым или косвенным контролем Центробанка или РФ;

- заключение госкорпорацией "Агентство по страхованию вкладов" с кредитной организацией договора субординированного займа и предоставление облигаций федерального займа либо заключение договора о приобретении привилегированных акций кредитной организации и их оплата облигациями федерального займа в рамках мер по повышению капитализации.

Описанные изменения внесены в Положение, которое регулирует, как проводить конкурс по отбору кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором. Пока поправки не опубликованы. Они вступят в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования.

Обращаем внимание, что применяться обновленные требования будут по истечении 90 дней после дня вступления в силу рассмотренного постановления Правительства РФ.

Документ: Постановление Правительства РФ от 01.03.2017 N 241


09.03.2017

Лицо не становится залоговым кредитором, даже если в его пользу наложен арест на имущество должника

К такому выводу пришла Экономическая коллегия ВС РФ, рассмотрев ситуацию банкротства должника.

В данном споре должник не полностью исполнил решение суда по делу о взыскании денежных средств, вынесенное в пользу общества. В рамках того же дела суд в качестве обеспечительной меры наложил арест на имущество должника.

Впоследствии в отношении этого лица суд принял к производству заявление о признании его банкротом и ввел процедуру наблюдения.

Так как должник не погасил задолженность, общество в рамках дела о банкротстве потребовало включить ее в реестр требований кредиторов.

Первая инстанция поддержала общество и включила почти весь долг в реестр с удовлетворением в третью очередь как требование по основному долгу, обеспеченное залогом имущества должника. Это решение апелляция и суд округа не изменили. Суды посчитали, что залог возник на основании п. 5 ст. 334 ГК РФ. По общему правилу этой нормы кредитор или иное управомоченное лицо, в чьих интересах наложен запрет на распоряжение имуществом, обладает правами и обязанностями залогодержателя в отношении имущества.

Верховный суд с таким подходом не согласился. Суды не учли, что в п. 5 ст. 334 ГК РФ права взыскателя лишь приравниваются к правам залогодержателя. При этом не указано, что в случае введения запрета на распоряжение имуществом должника возникает полноценный залог.

Экономическая коллегия также отметила, что правила о возникновении прав залогодержателя действуют, если иное не вытекает из существа отношений залога. Иное, то есть отсутствие прав залогодержателя, имеет место как раз при банкротстве должника.

На основании изложенного ВС РФ отменил акты нижестоящих судов в части признания за обществом статуса залогового кредитора.

Документ: Определение ВС РФ от 27.02.2017 N 301-ЭС16-16279


07.03.2017

Правительство предлагает обязать владельцев высоток сообщать в Росавиацию данные об их размещении

В Госдуму внесен проект об этом. За нарушение порядка представления сведений планируют ввести штраф. Его размер для юрлиц составит от 100 тыс. до 200 тыс. руб.

По проекту порядок представления информации в Росавиацию будет закреплен в федеральных авиационных правилах.

Поправки коснутся собственников, а также лиц, владеющих на ином законном основании объектами, которые отвечают критериям местонахождения и высоты. Среди них - здания, сооружения, линии связи, ЛЭП.

Кроме того, предлагается усилить ответственность за нарушение правил размещения на перечисленных объектах маркировочных знаков, установки светового ограждения. По проекту штраф для юрлиц будет от 40 тыс. до 50 тыс. руб. Сейчас юрлиц штрафуют на сумму от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Документ: Проект Федерального закона N 114182-7 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=114182-7) (внесен в Госдуму 2 марта 2017 года)


07.03.2017

ЦБ РФ разработал для кредитных организаций форму и порядок направления в ФНС перечня банкоматов

Проект указания Центробанка об утверждении формы и порядка проходит независимую антикоррупционную экспертизу до 10 марта.

Согласно проекту кредитные организации должны будут подготовить перечень автоматических устройств для расчетов, которые находятся в их собственности или пользовании. Сведения нужно будет представить в файле по предлагаемой форме и заверить электронной подписью.

Планируется, что перечень по состоянию на 1 июля этого года необходимо будет направить не позднее 10 июля с помощью ресурса на сайте ФНС. Документ можно также передать через оператора электронного документооборота, который будет соответствовать утвержденным ФНС требованиям.

По проекту в первый раз надо включить в перечень информацию обо всех устройствах. Если по состоянию на 1 июля у кредитной организации таких устройств не будет, перечень не направляется. Сведения об устройствах, которые установят после указанной даты, нужно будет направить в срок не позднее трех рабочих дней после дня установки по месту использования.

Напомним, обязанность вести перечень автоматических устройств для расчетов появилась у кредитных организаций еще в июле прошлого года. Однако до сих пор было неясно, по какой форме и в каком порядке нужно представлять такой документ. Если проект примут и новшества начнут действовать, этот вопрос разрешится.

Полагаем, организацию, которая не направит перечень, направит его не вовремя либо с искаженными данными или неполными сведениями, смогут привлечь к ответственности. Юрлицу будет грозить предупреждение или штраф от 3 тыс. до 5 тыс. руб.

Документ: Проект указания Банка России (http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=62713) (независимая антикоррупционная экспертиза завершается 10 марта 2017 года)


06.03.2017

Сенаторы одобрили поправки о сроках, в которые компании должны представлять сведения прокурору

Планируется установить сроки, в которые органы и организации по требованию прокурора должны представлять документы, информацию, справки и другие материалы.

Если материалы нужны прокурору для выполнения своих функций, то по проекту представить данные по общему правилу надо в течение пяти рабочих дней с момента поступления требования. Более короткий срок предложен для случаев, когда информация необходима в ходе проверки исполнения законов, - в течение двух рабочих дней с момента предъявления требования. Предполагается, что в требовании могут быть указаны более длительные сроки.

Также в проекте предусмотрен максимальный срок проведения прокурорской проверки - 30 календарных дней со дня ее начала. Этот срок можно продлить в исключительных случаях, когда нужно провести дополнительные проверочные мероприятия в рамках проверки. По решению прокурора или его заместителя продление возможно не больше чем на 30 календарных дней. При необходимости последующее продление еще как максимум на такое же количество дней возможно лишь по решению генпрокурора или уполномоченного им заместителя.

Юрлицу грозит штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток за умышленное невыполнение требований прокурора.

Напомним, поправки к Закону о прокуратуре были разработаны во исполнение Постановления КС РФ. До того как изменения начнут действовать, прокуроры должны устанавливать разумные сроки представления запрашиваемых сведений. Предельный срок прокурорской проверки сейчас по общему правилу составляет 20 рабочих дней.

Документ: Проект Федерального закона N 865550-6 (http://asozd.duma.gov.ru/main.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=865550-6) (одобрен Советом Федерации 1 марта 2017 года)