Правовые новости. Коротко о важном

03.09.2018

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ ЮРИСТА

Исключительные права на представленный обзор                    
принадлежат АО "Консультант Плюс".  

Обзор документов, введенных в информационный банк
системы КонсультантПлюс с 03 по 07 сентября 2018 года.


07.09.2018

Предприятия получили форму отчета о производственном экологическом контроле

Появилась форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля (ПЭК).

В отчете нужно будет указать общие сведения об организации и результатах ПЭК, а также его конкретные итоги в области:

- охраны атмосферного воздуха;

- охраны и использования водных объектов;

- обращения с отходами.

Напомним, отчитываться должны юрлица и ИП, которые ведут деятельность на объектах I - III категорий, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Отчет нужно направлять ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.

Документ: Приказ Минприроды России от 14.06.2018 N 261 (вступает в силу 14 сентября 2018 года)


07.09.2018

Появится единая госпошлина за решения ФАС по спорам о тарифах

Правительство предлагает объединить два юридически значимых действия ФАС в одно и установить за него госпошлину.

За принятие решения по спорам и разногласиям о регулируемых ценах (тарифах, ставках, плате, надбавках) госпошлина составит 120 тыс. руб.

В таком виде объединятся госпошлины за следующие действия ФАС:

1) принятие решения в досудебном порядке по спорам о регулируемых ценах (тарифах) по законодательству о естественных монополиях. Сейчас госпошлина составляет 160 тыс. руб.;

2) принятие решения в отношении установленных тарифов и надбавок по разногласиям лиц, которых условно можно поделить на две группы (сейчас размер госпошлины - 80 тыс. руб.).

В одну группу входят:

- органы исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ в области госрегулирования тарифов;

- организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности;

- потребители.

Другая группа включает:

- ОИВ субъектов РФ, которые регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

- органы местного самоуправления, которые регулируют тарифы и надбавки этих организаций;

- организации коммунального комплекса.

Документ: Проект Федерального закона N 542772-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/542772-7)

Внесен в Госдуму 4 сентября 2018 года


06.09.2018

Правительство хочет обязать компании направлять в бюро кредитных историй больше сведений

В Госдуму внесен проект, который предусматривает новую составляющую кредитной истории - уникальный идентификатор договора (сделки). Это означает, что источники формирования кредитной истории должны будут представлять в бюро кредитных историй еще и указанный идентификатор.

Центробанк установит, как он будет присваиваться договору (сделке).

Также потребуется присвоить идентификаторы всем действующим на дату вступления в силу проектируемого закона договорам (сделкам):

- с заемщиками;

- поручителями;

- принципалами.

Затем не позднее года со дня вступления в силу проектируемого закона нужно будет направить идентификаторы в бюро. Планируется, что он начнет действовать через полгода со дня опубликования.

Поправки помогут исключить разрывы между кредитными историями одного субъекта, которые могут храниться в разных бюро. Разночтения или дублирование сведений появляются, например, из-за изменения паспортных данных заемщика.

Документ: Проект Федерального закона N 542749-7 (http://sozd.parliament.gov.ru/bill/542749-7)

Внесен в Госдуму 4 сентября 2018 года

 

05.09.2018

Банки обязаны сообщать клиенту о задолженности по кредитке после каждой операции

С 4 сентября кредитные организации должны сообщать о задолженности и об остатке лимита кредитования после каждой операции по карте. Ранее в Законе о потребкредите такого правила не было.

Уведомить заемщика нужно так, как это установлено в договоре. Например, можно направить СМС или письмо на электронную почту.

Документ: Федеральный закон от 07.03.2018 N 53-ФЗ (рассмотренные положения вступили в силу 4 сентября 2018 года)


05.09.2018

Публичные АО должны организовать управление рисками и внутренний контроль

С 1 сентября у совета директоров (наблюдательного совета) ПАО появилась обязанность утвердить внутренние документы общества о его политике в области организации управления рисками и внутреннего контроля.

О том, как исполнить новую обязанность, читайте в Готовом решении.

Документ: Федеральный закон от 19.07.2018 N 209-ФЗ (рассмотренные положения вступили в силу 1 сентября 2018 года)


04.09.2018

Судебные издержки: загруженность юротдела оправдывает привлечение сторонних специалистов

Общество взыскивало судебные издержки, а оппонент пытался оспорить их размер. Он считал, что сумма издержек по оплате юруслуг была сильно завышена и не соответствовала сложности дела. По его мнению, у истца не было необходимости привлекать сторонние юрфирмы.

Суд с этим не согласился.

Существенная задолженность ответчика, которая была установлена в основном деле, повлекла долги истца перед своими контрагентами. В связи с этим увеличилось количество судебных дел и возросла нагрузка на юротдел. Сторонняя помощь была необходима истцу в том числе для того, чтобы ускорить исполнение судебного акта по основному делу и быстрее погасить задолженность перед контрагентами.

Кроме того, в процессе разбирательства было установлено, что стоимость аутсорсинга соответствовала рыночным ценам.

В итоге истцу присудили ту сумму расходов на юристов, которую он заявлял.

Документ: Постановление АС Поволжского округа от 06.08.2018 по делу N А55-29909/2015


04.09.2018

Обработка персональных данных: предложены новые обязанности и ответственность для юрлиц

Минкомсвязь подготовила два законопроекта.

По первому компании должны будут обезличивать персональные данные в соответствии с требованиями и методами Роскомнадзора. Сейчас такие требования и методы установлены только для государственных и муниципальных органов.

Кроме того, хотят расширить примерный перечень мер, которые компания обязана принять для выполнения требований законодательства о персональных данных. Речь идет об издании правил работы с обезличенными сведениями.

Вторым проектом вводится ответственность. Если не обезличить персональные данные или не соблюсти требования и методы по обезличиванию, назначат предупреждение или штраф:

- для должностных лиц - в размере от 3 тыс. до 6 тыс. руб.;

- для компаний - от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Сейчас за такие нарушения отвечают лишь должностные лица государственных и муниципальных органов.

Документы: Проект федерального закона (http://regulation.gov.ru/p/83533)

Публичное обсуждение завершается 19 сентября 2018 года

Проект федерального закона (http://regulation.gov.ru/p/83535)

Публичное обсуждение завершается 19 сентября 2018 года


03.09.2018

На заборе написано: суд признал надпись на ограждении рекламной конструкцией и разрешил ее демонтаж

Общество разместило на уличном ограждении информацию о своем торговом центре в таком формате: "Название ТЦ. Аренда. Телефон". Местные власти посчитали, что это рекламная конструкция и, поскольку разрешение на ее установку не выдавалось, предписали ее демонтировать. Первая инстанция и апелляция поддержали такой подход.

Оспорить предписание в кассации также не удалось. Она поддержала выводы судов о том, что конструкция не являлась вывеской и не информировала о конкретных товарах, месте и способах их приобретения. Сведения в основном были предназначены для привлечения внимания к обществу и его услугам. В связи с этим такая конструкция должна расцениваться как рекламная, а значит, ее установка и эксплуатация без соответствующего разрешения незаконны.

Документ: Постановление АС Волго-Вятского округа от 23.07.2018 по делу N А82-14883/2017


03.09.2018

Как банки будут сообщать в ЦБ РФ о попытках хищения денег со счетов клиентов

Планируется, что правила о том, как банкам докладывать в ЦБ РФ о попытках хищения денег у клиентов, начнут действовать 26 сентября. Сейчас проект проходит публичное обсуждение.

В какой форме сообщать

Банку, обслуживающему плательщика, нужно будет направить в ЦБ РФ первичное, промежуточное и окончательное уведомления через автоматизированную систему.

В первичном уведомлении указывается информация:

- о плательщике;

- получателе средств;

- параметрах устройств, с которых злоумышленник получил доступ к ПО для перевода денег без согласия клиента.

В промежуточном уведомлении указываются:

- технические данные об атаках на объекты информационной инфраструктуры банков и их клиентов;

- при наличии - номер заявления клиента. К уведомлению приложить талон-корешок о приеме заявления правоохранительными органами и регистрации в книге учета сообщений о преступлениях;

- дополнения и уточнения сведений, которые ранее направлялись в первичном и предыдущем промежуточном уведомлениях.

В окончательном уведомлении отражается результат рассмотрения банком случаев и попыток перевода денег без согласия клиента, связанных с атаками на информационную инфраструктуру.

В каких случаях направлять уведомления

Уведомления нужно будет направлять, например, в ситуациях, когда банк, обслуживающий плательщика:

- получил уведомление от клиента (в форме, предусмотренной договором) о случаях или попытках денежных переводов без его согласия;

- выявил операции с признаками такого перевода, установленными ЦБ РФ;

- выявил операции по переводу денег и получению наличных в результате несанкционированного доступа к объектам ПО банка.

В какие сроки направлять уведомления

Первичное уведомление нужно будет направить не позднее одного рабочего дня, следующего за наступлением указанных событий.

Для промежуточного уведомления сроки не предусмотрены.

Срок окончательного уведомления - три рабочих дня с момента, когда окончено рассмотрение случаев и попыток переводов денег без согласия клиента.

Документ: Проект указания Банка России (http://www.cbr.ru/analytics/?PrtID=project&proj=1671)

Публичное обсуждение завершается 12 сентября 2018 года