Правовые новости. Коротко о важном

02.04.2018

КонсультантПлюс: НОВОСТИ ДЛЯ ЮРИСТА

Исключительные права на представленный обзор                    
принадлежат АО "Консультант Плюс".  

Обзор документов, введенных в информационный банк
системы КонсультантПлюс со 02 по 06 апреля 2018 года.

06.04.2018

Закон о "прямых" договорах с поставщиками коммунальных ресурсов начнет действовать с 14 апреля

Правила заключения договоров водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, а также договоров на обращение с твердыми коммунальными отходами изменятся.

У поставщиков коммунальных ресурсов и собственников жилья в многоквартирных домах появится возможность заключать договоры напрямую друг с другом по типовым формам. Сейчас чаще всего посредниками между собственниками и поставщиками ресурсов выступают управляющие организации.

Перейти на "прямые" договоры можно будет, например, по инициативе собственников. Они смогут решить этот вопрос на общем собрании.

Ресурсоснабжающие компании и региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами также смогут отказаться от работы через управляющие компании. Например, если долг перед ними составит два и более среднемесячных платежа. Задолженность должна быть признана или подтверждена вступившим в силу судебным актом.

Документ: Федеральный закон от 03.04.2018 N 59-ФЗ (вступает в силу 14 апреля 2018 года)


06.04.2018

ВС РФ: техническое присоединение является услугой, и заказчик может отказаться от нее в любой момент

В первом обзоре практики этого года ВС РФ поставил точку в старом вопросе правовой природы договора технического присоединения. В практике существовали три позиции: договор возмездного оказания услуг, смешанный договор подряда и услуг и непоименованный договор.

ВС РФ выбрал первый вариант квалификации (возмездное оказание услуг), тем самым преодолев подход Президиума ВАС РФ, который считал иначе.

Изменение квалификации этого договора имеет определяющее значение для решения вопроса о возможностях его прекращения. Президиум ВАС РФ считал, что для договора технического присоединения есть только одно основание отказа от исполнения - нарушение сроков технического присоединения. Суды поддерживали этот подход.

Теперь все иначе: обе стороны договора вправе отказаться от его исполнения в любое время, потому что эта возможность прямо закреплена в ст. 782 ГК РФ. ВС РФ особо подчеркнул недопустимость толкования природы договора технического присоединения, ограничивающего право заказчика на отказ от исполнения этого договора.

Документы: Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2018), утв. Президиумом ВС РФ 28.03.2018 (п. 23) (http://www.vsrf.ru/documents/practice/26591/)

Путеводитель по судебной практике. Возмездное оказание услуг

Важнейшая практика по ст. 782 ГК РФ

Готовое решение: Как расторгнуть договор об оказании услуг путем одностороннего отказа


06.04.2018

Пластик разбился о стекло: предлагают отказаться от алкоголя в пластиковых бутылках

По проекту с 2019 года под запретом окажутся производство и оптовый оборот алкоголя в пластиковых бутылках объемом более 1 л. Правило не коснется экспорта пива и пивных напитков. С июля 2019 года запретят и розничную продажу алкоголя в таких бутылках.

Второй этап отказа от пластика начнется с 2020 года. Под запрет попадет алкоголь, разлитый в пластиковые бутылки объемом более 0,5 л. С января указанного года ограничат производство и оборот, а еще через 6 месяцев - продажу в розницу.

Теоретически производители, например, пива смогут использовать пластиковую тару объемом по 0,5 л., однако на практике вряд ли это будет рентабельно.

Сейчас допускается производство и продажа алкоголя в полимерной потребительской таре или упаковке объемом не более 1,5 л.

Отметим, что в декабре 2017 года в Госдуму внесли два проекта о "переупаковке" крепкого алкоголя с пластика на промаркированные стеклянные бутылки. Пока ни одного чтения инициативы не прошли.

Документ: Проект Федерального закона N 433434-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/433434-7)

Внесен в Госдуму 4 апреля 2018 года


06.04.2018

Во втором чтении принят проект, который обязывает сообщать о бизнесе по обслуживанию лифтов

Инициатива касается компаний, которые занимаются монтажом, демонтажом, эксплуатацией, в том числе обслуживанием и ремонтом:

- лифтов;

- подъемных платформ для инвалидов;

- пассажирских конвейеров;

- эскалаторов (кроме установленных в метро).

О таком бизнесе следует уведомить уполномоченные органы. Например, об обслуживании лифтов, введенных в эксплуатацию, нужно будет сообщить в Ростехнадзор.

На выполнение этой обязанности будет дано полгода. Планируется, что срок начнет исчисляться после 1 сентября.

Чтобы все сделать корректно, нужно будет руководствоваться правилами об уведомлении о начале ведения некоторых видов бизнеса.

Если новую обязанность не исполнить, должностных лиц оштрафуют на сумму от 3 тыс. до 5 тыс. руб., а юрлиц - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.

Документ: Проект Федерального закона N 243883-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/243883-7)

Принят во втором чтении 3 апреля 2018 года


05.04.2018

Опубликован закон об ограничении рекламы на платежках за ЖКУ

Рекламы не должно быть ни на лицевой, ни на оборотной стороне платежек за жилое помещение и коммунальные услуги.

Исключения из нового правила - социальная реклама и справочно-информационные сведения.

Запрет начнет действовать с 3 июня.

Полагаем, что при нарушении запрета накажут за несоблюдение законодательства о рекламе по общему составу правонарушения, предусмотренному КоАП РФ. Штрафы составляют от 100 тыс. до 500 тыс. руб. для юрлиц и от 4 тыс. до 20 тыс. руб. для должностных лиц.

Документ: Федеральный закон от 03.04.2018 N 61-ФЗ (вступает в силу 3 июня 2018 года)


05.04.2018

С 14 апреля в гражданском процессе станет нельзя повторно заявлять отвод

Правило будет действовать, если то же лицо ранее заявляло отвод по тем же основаниям, и ему отказали.

ГПК РФ, в отличие от АПК РФ и КАС РФ, пока еще не запрещает манипуляцию с таким повторным отводом. Это дает недобросовестным участникам гражданского процесса возможность затягивать судебное разбирательство. Скоро данная практика прекратится.

Документ: Федеральный закон от 03.04.2018 N 66-ФЗ (вступает в силу 14 апреля 2018 года)


05.04.2018

Одна хорошо, а две - лучше: утвердили форму запроса в МФЦ сразу нескольких госуслуг

Чтобы компания смогла получить в МФЦ несколько госуслуг по одному комплексному запросу, ее представителю нужно будет заполнить таблицу "Сведения о представителе заявителя". В ней, кроме Ф.И.О., указываются наименование и реквизиты следующих документов:

- удостоверяющего личность;

- подтверждающего полномочия представителя.

Затем в этой же таблице необходимо заполнить сведения о компании:

- полное и сокращенное наименование юрлица;

- адрес его местонахождения;

- ОГРН.

Если же в МФЦ обратилось лицо, которое может действовать от имени компании без доверенности, потребуется заполнить таблицу "Сведения о заявителе - юридическом лице". В ней приводится перечисленная выше информация о компании.

Как в том, так и в другом случае в следующей таблице нужно:

- перечислить сами услуги;

- указать последовательность их предоставления;

- поставить подпись о досрочном получении результата.

Чтобы правильно указать последовательность, лучше обратиться к сотруднику МФЦ. Дело в том, что порядок предоставления услуг зависит от того, какие именно требуются услуги.

Документ: Приказ Минэкономразвития России от 21.03.2018 N 137 (вступает в силу 13 апреля 2018 года)


05.04.2018

Верховный суд прояснил вопрос о том, за какой период нельзя взыскать судебную неустойку

Заявить о судебной неустойке можно вместе с требованием об исполнении обязательства в натуре, а можно через какое-то время после того, как вынесено решение по основному требованию. В последнем случае неустойку нельзя взыскать за период до момента рассмотрения судом вопроса о ее взыскании. Такой вывод сделал ВС РФ, разрешив неопределенность: не все суды считали так же, встречалась и противоположная позиция.

ВС РФ помимо прочего отметил, что нельзя присудить судебную неустойку, когда обязательство уже исполнено должником.

Документ: Определение ВС РФ от 15.03.2018 по делу N 305-ЭС17-17260


04.04.2018

Нельзя пересмотреть дело по новым обстоятельствам из-за обзора практики ВС РФ

Конкурсный управляющий потребовал пересмотра дела в связи с новым обстоятельством, которым посчитал позицию в обзоре практики ВС РФ.

Суды, включая окружной, отказали в пересмотре, поскольку обзоры судебной практики Верховного суда не включены в перечень новых обстоятельств. Кроме того, в обзоре нет указания на придание ему обратной силы.

Отметим, что эта позиция является преобладающей. Ее придерживаются, в частности, АС Северо-Западного округа и АС Московского округа.

Однако в практике АС Центрального округа есть пример другого подхода. Обзор ВС РФ был признан новым обстоятельством, поскольку является официальной позицией высшей судебной инстанции по вопросам судебной практики и направлен на единообразное и правильное применение судами законодательства.

Документ: Постановление АС Уральского округа от 13.03.2018 по делу N А50-17726/2016


04.04.2018

Президент предложил арестовывать имущество юрлиц, которые дают взятки

Для гарантии того, что с "взяткодателя" можно будет взыскать штраф, имущество такого юрлица предложено арестовывать. Речь идет о случае, когда в отношении него ведется производство по делу о незаконном вознаграждении от имени юрлица.

Арест будет заключаться в запрете распоряжаться имуществом, а при необходимости могут быть установлены еще и ограничения, связанные с владением и пользованием.

Стоимость имущества, на которое может быть наложен арест, не превысит максимальный размер штрафа за незаконное вознаграждение от имени юрлица. Арестовывать деньги на счетах и во вкладах предлагается, только если другого имущества не хватит.

По проекту решение об аресте будет принимать судья, у которого в производстве находится дело об административном правонарушении. Защитник или законный представитель юрлица смогут подать мотивированное заявление об отмене ареста. Также арест может быть отменен по ходатайству прокурора или судебного пристава-исполнителя.

Документ: Проект Федерального закона N 430595-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/430595-7)

Внесен в Госдуму 31 марта 2018 года


04.04.2018

К защите деловой репутации юрлиц планируют привлечь судебных приставов

Когда для защиты деловой репутации юрлица приходится обращаться в суд, положительное решение суда еще не означает, что нарушение будет устранено. Если сведения в Интернете, порочащие деловую репутацию, не удалены или доступ к ним не ограничен в срок для добровольного исполнения, в ситуацию должен будет вмешаться пристав.

Согласно проекту пристав вынесет постановление об ограничении доступа к порочащим сведениям и направит его в Роскомнадзор. Доступ к сведениям будет ограничен, а нарушитель еще и заплатит исполнительский сбор. О взыскании сбора пристав также вынесет постановление.

Документ: Проект Федерального закона N 430597-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/430597-7)

Внесен в Госдуму 2 апреля 2018 года


03.04.2018

Основные изменения законодательства для юриста во втором квартале 2018 года

Апрель 2018 года

С 15 апреля заработают правила о том, как оснащать ГЛОНАСС автобусы и перевозящие опасные грузы фуры

Перевозчики должны будут соблюдать установленные правительством правила для того, чтобы исполнить обязанность по установке ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Уточним, что речь идет только о ТС категорий M2, M3 и ТС категории N, используемых для перевозки опасных грузов.

Собственники (владельцы) таких ТС должны будут обеспечить их оснащение навигационной системой, которая:

- соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных ТС;

- обеспечивает определение и передачу в Ространснадзор сведений о географической широте и долготе местоположения ТС, его путевом угле и скорости движения, времени и дате фиксации местоположения ТС с интервалом передачи не более 30 секунд через систему "ЭРА-ГЛОНАСС";

- предусматривает наличие персональной универсальной идентификационной карты абонента. Она должна содержать профиль сети подвижной радиотелефонной связи, обеспечивающей работу системы "ЭРА-ГЛОНАСС".

Если ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в ТС уже установлен, то перевозчику менять аппаратуру не потребуется. Достаточно будет убедиться, что она идентифицирована в системе "ЭРА-ГЛОНАСС".

Идентификацию по общему правилу обеспечивает оператор данной системы. При замене навигационного оборудования, смене собственника ТС и в ряде других случаев заниматься этим должен собственник. Порядок передачи сведений для таких ситуаций пока не определен, в случае их возникновения целесообразно обратиться с запросом в Ространснадзор.

Документ: Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 N 153 (вступает в силу 15 апреля 2018 года)

Май 2018 года

С 14 мая у банка увеличится список причин для отказа проводить валютную операцию

Так, валютную операцию нельзя будет провести при практически любом нарушении валютного законодательства.

Банк откажет, если проведение операции нарушит положения Закона о валютном регулировании, которые касаются:

- валютных операций между резидентами;

- счетов резидентов в банках за пределами РФ;

- прав и обязанностей резидентов при валютных операциях.

Операцию также не проведут при нарушении других актов валютного законодательства.

Сейчас банки отказываются проводить операцию в следующих случаях:

- ее цель, по мнению банка, - легализация преступных доходов или финансирование терроризма;

- клиент не представил требуемые документы либо они недостоверны.

Что касается последнего пункта, то новый закон введет дополнительное основание для отказа - несоответствие документов требованиям закона.

Уведомят об отказе письменно не позднее рабочего дня, следующего за днем вынесения решения.

Документ: Федеральный закон от 14.11.2017 N 325-ФЗ (вступает в силу 14 мая 2018 года)

С 16 мая появится чек-лист ситуаций, когда аккредитованное юрлицо могут заподозрить в нарушениях

Такие ситуации называются индикаторами риска нарушения обязательных требований. Среди них следующие:

- количество выданных, например, сертификатов соответствия или протоколов исследований по сравнению с предшествующим месяцем, кварталом, полугодием или календарным годом выросло минимум в два раза;

- после даты последней оценки или проверки у аккредитованного лица поменялось не меньше половины персонала;

- по месту деятельности одного аккредитованного лица работает и другое, причем с аналогичной областью аккредитации.

Эти индикаторы сами по себе не доказывают, что лицо нарушает обязательные требования, но показывают, что вероятность таких нарушений высока.

Рекомендуем аккредитованным лицам убедиться, что эти индикаторы к ним не применимы. Если Росаккредитация их выявит, то сможет провести проверку. К слову, это не единственное основание для ее проведения.

Документ: Приказ Минэкономразвития России от 28.08.2017 N 437 (вступает в силу 16 мая 2018 года)

Июнь 2018 года

С 1 июня банк, который неверно проведет операции с деньгами на счете, заплатит проценты двух видов

Банки будут уплачивать и проценты за пользование деньгами на счете клиента, и проценты по ст. 395 ГК РФ.

Обязанность возникнет, если банк:

- необоснованно спишет деньги со счета;

- не выполнит (несвоевременно выполнит) указания клиента о перечислении или выдаче денег.

За зачисление денег не в срок банку придется уплатить лишь проценты по ст. 395 ГК РФ.

Новое правило будет применяться к правоотношениям, а также правам и обязанностям, появившимся после 1 июня 2018 года. Например, если будет нарушен договор, заключенный до этой даты, а нарушение возникнет позже нее, правило будет действовать.

Документ: Федеральный закон от 26.07.2017 N 212-ФЗ (вступает в силу 1 июня 2018 года)

С 24 июня банки должны будут предупреждать потребителей о риске валютных займов

У кредитных организаций появится обязанность информировать граждан-заемщиков о повышенных рисках кредита в валюте, отличной от валюты дохода заемщика.

Соответствующая информация должна размещаться там, где кредитор принимает заявки на оформление займа или потребкредита. Если заявку можно подать онлайн, сведения должны быть на сайте.

Документ: Федеральный закон от 05.12.2017 N 378-ФЗ (вступает в силу 24 июня 2018 года)

С 28 июня начинают действовать требования к управлению рисками профучастниками рынка ценных бумаг

По закону профучастник рынка ценных бумаг должен организовать систему управления рисками (СУР). Отметим некоторые требования Банка России к тому, как исполнить эту обязанность.

Во-первых, необходимо разработать порядок организации и осуществления управления рисками и оформить его в виде регламента. Он может состоять из одного или нескольких документов. В них потребуется включить большой массив сведений. Обновлять регламент нужно будет по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

Во-вторых, в рамках организации СУР профучастник должен обеспечить:

- выявление рисков;

- их анализ и оценку;

- мониторинг и контроль рисков, их снижение или исключение;

- обмен информацией о рисках.

Документы, связанные с организацией СУР, должны храниться не менее пяти лет с даты создания.

Указанные требования Банка России не распространяются на кредитные организации и тех профучастников, которые совмещают бизнес с клирингом или организацией торговли.

Документ: Указание Банка России от 21.08.2017 N 4501-У (вступает в силу 28 июня 2018 года)

С 30 июня у банков станет больше возможностей для удаленной идентификации клиентов-физлиц

Для удаленной идентификации потребуется воспользоваться единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также единой биометрической системой (ЕБС). Если данные о клиентах-физлицах будут соответствовать сведениям, размещенным в этих системах, то банк сможет по их поручению и без личного присутствия:

- открыть и вести счета, вклады таких клиентов;

- выдавать им кредиты;

- переводить по данным счетам деньги.

При этом банку нужно соблюсти сразу два условия:

- физлицо не включено в перечень лиц, причастных к экстремистской деятельности или терроризму, либо его деньги или иное имущество не заморозил специальный орган;

- у банка нет подозрений, что клиент или его операции связаны с легализацией преступных доходов или финансированием терроризма.

Таким образом, чтобы идентифицировать физлицо, актуальная информация о нем уже должна быть в ЕСИА и ЕБС. В связи с этим у банков появится обязанность после идентификации гражданина РФ при его личном присутствии бесплатно и с его согласия размещать или обновлять в данных системах такую информацию. После этого личное присутствие гражданина не потребуется, даже если он решит воспользоваться услугами других банков.

Реализовать новые возможности идентификации клиентов смогут только те банки, которые одновременно отвечают следующим критериям:

- они участвуют в системе страхования вкладов;

- к ним не применяются меры по предупреждению банкротства;

- ЦБ РФ не запретил банку проводить удаленную идентификацию.

Каждый месяц ЦБ РФ будет размещать на своем сайте перечень банков, соответствующих указанным критериям.

После идентификации все документы, необходимые для взаимодействия банка и клиента, последний будет вправе заверять простой электронной подписью. Ее ключ должен быть получен при личной явке по правилам создания ключей для госуслуг в электронной форме.

Сейчас банки могут провести упрощенную идентификацию физлица с помощью ЕСИА. При этом открыть клиенту счет, вклад удаленно можно как минимум, если физлицо или его представитель ранее были идентифицированы этой же кредитной организацией при личном присутствии.

Документ: Федеральный закон от 31.12.2017 N 482-ФЗ (рассмотренные положения действуют с 30 июня 2018 года)


03.04.2018

В новом обзоре ВС РФ рассказал, как спас торговую сеть от штрафа в 150 тыс. руб.

Компания не разместила на своем сайте параметры отбора контрагентов, а также существенные условия договора поставки продуктов.

За это нарушение закона антимонопольный орган оштрафовал юрлицо на 150 тыс. руб., а суды трех инстанций с ним согласились.

ВС РФ все судебные акты отменил.

Норма КоАП РФ, по которой наказали компанию, касается непредоставления информации именно по запросу поставщика. Если запроса не было, этот состав правонарушения не применяется. Обращение поставщика к сайту - это не запрос, на который нужно отвечать.

Интересно, что до 15 июля 2016 года организаторы торговых сетей были обязаны размещать информацию на сайте либо предоставлять ее по запросу. Затем последний вариант исключили, а положение КоАП РФ не поправили. Расширительно толковать норму в данном случае недопустимо. Ответственность наступает только за те действия, которые ею предусмотрены.

Также любопытно, что ВС РФ:

- не указал, как в данном случае следовало наказать компанию;

- не стал отправлять дело на новое рассмотрение.

Документ: Обзор судебной практики ВС РФ N 1 (2018), утвержденный Президиумом ВС РФ 28.03.2018 (http://www.vsrf.ru/documents/practice/26591/)


03.04.2018

Минтруд подготовил проект о принудительном взыскании невыплаченной зарплаты

Инспектор труда сможет принять решение о принудительном исполнении работодателем обязанности "разобраться" с долгами по начисленной зарплате и другим трудовым выплатам. Речь идет о случае, когда компания вовремя не выполнила предписание устранить данное нарушение.

По проекту такое решение инспектора - исполнительный документ. Его будут оформлять письменно и направлять в территориальный орган ФССП. Копию документа в течение трех рабочих дней после даты его принятия инспектор направит работодателю. Последний в течение 10 дней со дня ее получения сможет оспорить решение в суде.

По общему правилу, решение смогут принять в течение месяца после даты, когда истек срок, который установлен в предписании.

Поправки не коснутся стимулирующих выплат топ-менеджеров близких к банкротству банков.

Отметим, что просрочившему выплаты работодателю изменения иногда даже позволят сэкономить. Например, ему не придется возмещать судебные расходы, как в случае, если бы работник выиграл в суде дело о взыскании начисленной, но не выплаченной зарплаты.

Документ: Проект федерального закона (http://regulation.gov.ru/p/79462)

Публичное обсуждение завершается 18 апреля 2018 года


02.04.2018

Сенаторы предлагают в десять раз увеличить штрафы за неполную информацию о проданном товаре

По проекту штраф для должностных лиц составит от 30 тыс. до 40 тыс. руб., а для компаний - от 300 тыс. до 400 тыс. руб. Столько придется заплатить, если продать товары, выполнить работы или оказать услуги при отсутствии:

- информации об изготовителе, исполнителе, продавце;

- других сведений, которые по законодательству нужно предоставлять потребителям. Сюда можно отнести, например, сведения о самом товаре.

Как и сейчас, вместо штрафа смогут ограничиться предупреждением.

Планируется увеличить, хотя и не так значительно, штрафы и за другие нарушения в сфере производства и продажи продукции.

Так, если не выполнить требования ряда техрегламентов, будет грозить штраф:

- от 25 тыс. до 50 тыс. руб. (сейчас - от 10 тыс. до 20 тыс. руб.) - для должностных лиц;

- от 250 тыс. до 500 тыс. руб. (сейчас - от 100 тыс. до 300 тыс. руб.) - для компаний.

Документ: Проект Федерального закона N 428033-7 (http://sozd.parlament.gov.ru/bill/428033-7)

Внесен в Госдуму 28 марта 2018 года


02.04.2018

Верховный суд: задолженность по возмещению судебных расходов - повод инициировать банкротство

Заявитель обратился в суд, чтобы признать должника банкротом - он задолжал возмещение судебных расходов. Суды трех инстанций сошлись на том, что подобные требования не повод возбудить дело о несостоятельности организации, потому что такое основание прямо не указано в Законе о банкротстве.

Верховный суд с этим не согласился. Перечень денежных обязательств, которые могут стать основанием для возбуждения дела о банкротстве, является открытым. Также указаны обязательства, по которым нельзя инициировать банкротство. Список таких исключений исчерпывающий. Среди них нет обязательства по возмещению судебных расходов. Следовательно, оно должно учитываться при определении наличия признаков банкротства.

Немногочисленная подобная практика уже встречалась, хотя были и противоположные мнения. Например, ВАС РФ считал, что требование о взыскании судебных расходов не относится к денежным обязательствам, которые учитываются при определении признаков банкротства должника.

Документ: Обзор судебной практики ВС РФ N 1 (2018), утвержденный Президиумом ВС РФ 28.03.2018 (www.supcourt.ru/documents/practice/26591/)