Новое в Федеральном законодательстве

18.06.2018

Выпуск от 18.06.2018

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 13 по 15 июня 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Указ Президента РФ от 14.06.2018 N 334 "О мерах по оптимизации структуры Администрации Президента Российской Федерации"

Президент РФ оптимизировал структуру своей Администрации

В частности:

- на Управление по внутренней политике возложена подготовка, обобщение и представление предложений по вопросам определения приоритетных направлений политики в области развития местного самоуправления;

- на Экспертное управление возложено обеспечение деятельности Президента РФ по вопросам применения цифровых технологий и технологического развития;

- на Управление по обеспечению деятельности Государственного совета РФ возложена организация и обеспечение взаимодействия Президента РФ с экспертными организациями, мониторинг и анализ социальных процессов;

- на Управление по общественным проектам возложено информационно-аналитическое и организационное обеспечение реализации Президентом РФ полномочий по определению основных направлений молодежной политики и политики в области патриотического воспитания.

Кроме того, Управление по применению информационных технологий и развитию электронной демократии преобразовано в Управление по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи. На него возложено обеспечение деятельности Президента РФ по вопросам государственной политики в области развития цифровой инфраструктуры, а также по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий.

Указ Президента РФ от 14.06.2018 N 335 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации"

Расширены полномочия Администрации Президента РФ

Установлено, в частности, что Администрация в целях обеспечения деятельности Президента РФ осуществляет, в том числе:

- организацию подготовки поправок к законопроектам принятым Госдумой;

- содействие развитию местного самоуправления, совершенствованию общих принципов организации местного самоуправления;

- подготовку предложений Президенту РФ по определению основных направлений государственной молодежной политики и государственной политики в области патриотического воспитания;

- содействие развитию цифровой инфраструктуры, применению информационно-коммуникационных технологий в государственном и муниципальном управлении.

Кроме того, предусмотрена новая должность помощника Президента РФ - начальника Референтуры Президента РФ.

Распоряжение Правительства РФ от 09.06.2018 N 1158-р <О передаче федеральным государственным учреждениям образования и науки прав по размещению на официальном сайте, предназначенном для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", документов, предусмотренных пунктом 3.3 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях">

Утвержден перечень федеральных государственных учреждений образования и науки, которым переданы права по размещению документов на сайте информации о государственных и муниципальных учреждениях

В перечень включены МГУ и СПбГУ, РАНХиГС, НИУ-ВШЭ, Финансовый университет при Правительстве РФ, а также Курчатовский институт, Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ и Исследовательский центр частного права имени С.С. Алексеева при Президенте РФ.

Согласно закону о некоммерческих организациях на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях подлежат размещению следующие документы государственного (муниципального) учреждения:

- учредительные документы, в том числе внесенные в них изменения;

- свидетельство о государственной регистрации;

- решение учредителя о создании, о назначении руководителя;

- положения о филиалах, представительствах;

- план финансово-хозяйственной деятельности;

- годовая бухгалтерская отчетность;

- сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах;

- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);

- отчет о результатах деятельности.

Кроме того, размещается бюджетная смета казенного учреждения и решения органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя автономного учреждения, о назначении членов его наблюдательного совета или досрочном прекращении их полномочий.

Приказ ФНС России от 06.06.2018 N ММВ-7-17/376@ "О внесении изменений в приказ ФНС России от 03.04.2017 N ММВ-7-2/278@"

Обновлен перечень нормативных правовых актов, соблюдение положений которых оценивается ФНС России при осуществлении валютного контроля

В частности, в перечень добавляется Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 N 98 "Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций уполномоченным Правительством Российской Федерации органам валютного контроля"; утратившая силу Инструкция Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" заменяется на Инструкцию Банка России от 16.08.2017 N 181-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления".

"Справка по материалам проведенного в связи с подготовкой к предстоящему чемпионату мира по футболу FIFA 2018 года обобщения судебной практики по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований" (утв. Верховным Судом РФ)

Верховный Суд РФ разъяснил особенности применения норм об ответственности болельщиков за нарушение правил поведения при проведении официальных спортивных мероприятий

Верховный Суд РФ обращает внимание, что объективную сторону составов административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.31 КоАП РФ "Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований", образует совершение действий (бездействие), нарушающих Правила поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.12.2013 N 1156, только при проведении официальных спортивных соревнований.

В справке приводятся позиции Верховного Суда РФ по следующим вопросам:

- круг мероприятий, относящихся к официальным спортивным мероприятиям;

- квалификация правонарушений, совершенных при проведении мероприятий, не относящихся к официальным спортивным мероприятиям;

- подсудность указанной категории дел;

- основания для возвращения материалов дел органам, осуществляющим дознание, и для прекращения дел;

- наиболее типичные нарушения порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях, допускаемые судами;

- особенности квалификации действий зрителей, присутствующих в местах проведения официальных спортивных соревнований в масках или иных предметах, скрывающих лица (их части), находящихся в состоянии опьянения, осуществляющих курение табака.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 07.03.2018 N 127н "Об утверждении Правил по охране труда при выполнении окрасочных работ" Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2018 N 51323.

Утверждены правила охраны труда при выполнении окрасочных работ

Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении основных производственных процессов и выполнении работ по подготовке окрасочных материалов и поверхностей под окраску, нанесению лакокрасочных материалов и порошковых полимерных красок, сушке и обработке поверхностей лакокрасочных покрытий

Требования обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями при организации и осуществлении окрасочных работ. Ответственность за выполнение Правил возлагается на работодателя.

На основе данных правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя технологического оборудования, применяемого при выполнении окрасочных работ, работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа.

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.

Проект Федерального закона N 357270-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов" (текст к третьему чтению)

К третьему чтению подготовлен законопроект, направленный на оптимизацию реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов

Согласно законопроекту, работодателю, участвующему в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов, в целях привлечения для трудоустройства работников из других субъектов РФ предоставляется финансовая поддержка. Порядок предоставления работодателю финансовой поддержки устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Средства финансовой поддержки используются работодателем на предоставление мер поддержки работнику, привлеченному в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта РФ.

Нормативным правовым актом субъекта РФ утверждается перечень мер поддержки, из числа которых работодателем по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в области содействия занятости населения, определяются меры поддержки, предоставляемые работникам, привлеченным в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов для трудоустройства из другого субъекта РФ.

Порядок и критерии отбора работодателей, подлежащих включению в региональную программу повышения мобильности трудовых ресурсов, и порядок исключения работодателей из региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта РФ.

Соглашение с работодателями, испытывающими потребность в привлечении трудовых ресурсов, заключается после проведения соответствующего отбора с учетом критериев, установленных нормативным правовым актом субъекта РФ.

Соглашение, в числе прочего, должно содержать:

  • обязанность работодателя привлекать трудовые ресурсы для трудоустройства из субъектов РФ, не включенных в перечень, утвержденный Правительством РФ;

  • численность работников, привлекаемых в рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов из других субъектов РФ;

  • условия, связанные с обустройством на новом месте привлекаемого для трудоустройства работника и членов его семьи.

С работником, привлекаемым в рамках реализации региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не менее двух лет, в которых указываются меры поддержки, включая компенсации и иные выплаты, предоставляемые работодателем работнику, порядок и условия их предоставления.

Документом, подтверждающим участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов субъекта РФ, включенного в перечень, утвержденный Правительством РФ, и дающим ему право на получение финансовой поддержки, является сертификат.

Финансовая поддержка, предусмотренная выданным работодателю сертификатом, предоставляется работодателю отдельно на каждого работника после представления копии трудового договора, заключенного с работником, привлеченным для трудоустройства из субъекта РФ, не включенного в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют контроль за соблюдением работодателем условий предоставления финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом и соглашением, путем запроса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия информации о наличии (об отсутствии) у работодателя по итогам года задолженности по страховым взносам, уплачиваемым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а также с законодательством РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Проект Постановления Правительства РФ "Об установлении на 2019 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории Российской Федерации отдельные виды экономической деятельности"

На 2019 год Минтрудом России предложены допустимые доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в отдельных отраслях экономики

Проектом, в частности, предусматривается снижение с 28% до 26% доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ деятельность в сфере прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3) и деятельность в сфере автомобильного грузового транспорта (код 49.41).

Устанавливается допустимая доля (80%) иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими на территории РФ деятельность в сфере строительства (раздел F). Данное ограничение не будет распространяться на территории Хабаровского края и Амурской области.

Кроме того, предусматривается изменение перечня субъектов РФ, на которые не распространяется ограничение допустимой доли иностранных работников, осуществляющих деятельность по выращиванию овощей (код 01.13.1). Предполагается, что в 2019 году данные квоты не будут действовать на территории Приморского края и Астраханской области.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 661 "О внесении изменений в Правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

Исключена возможность установления скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при наличии задолженности по уплате соответствующих взносов

Согласно действующей редакции Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страхователями представляются утверждаемые ежеквартально расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, которые подтверждают отсутствие задолженности на отчетную дату, а не на дату подачи заявления об установлении скидки.

Согласно внесенным изменениям, скидка может быть установлена только при отсутствии у страхователя на день подачи заявления об установлении скидки выявленной недоимки, в том числе в ходе камеральной или выездной проверки, и (или) начисленных пени и штрафов по итогам камеральной или выездной проверки.

Кроме того, уточняются сроки подачи страхователем заявления об установлении скидки в связи с тем, что расчет скидки к страховому тарифу возможен только после вступления в силу значений основных показателей по видам экономической деятельности на очередной финансовый год, утверждаемых постановлением страховщика по согласованию с Минтруда России.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Указание Банка России от 15.03.2018 N 4738-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 12 марта 2015 года N 463-П "О требованиях, направленных на снижение рисков осуществления клиринговой деятельности, и требованиях к документу (документам), определяющему (определяющим) меры, направленные на снижение кредитных, операционных и иных рисков, в том числе рисков, связанных с совмещением клиринговой деятельности с иными видами деятельности" Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2018 N 51287.

С 1 сентября 2018 года вступают в силу поправки в требования к снижению рисков в клиринговой деятельности

Установлено, в частности, что клиринговая организация, имеющая статус центрального контрагента, при управлении рисками руководствуется Положением Банка России от 30 декабря 2016 года N 575-П "О требованиях к управлению рисками...".

Уточнено также, что при возникновении события, в результате которого, помимо регуляторного риска, могут реализоваться иные виды риска, ответственность за управление такими видами риска несет должностное лицо (отдельное структурное подразделение), ответственное за организацию системы управления рисками клиринговой организации.

Помимо этого, утрачивают силу положения, предусмотренные главой 3 "Требования к управлению регуляторным риском клиринговой организации, не являющейся кредитной организацией".

Указание Банка России от 30.03.2018 N 4753-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 9 июня 2012 года N 2831-У "Об отчетности по обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов по переводу денежных средств" Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2018 N 51248.

Утверждена форма и методика составления отчетности по форме 0403203 "Сведения о событиях, связанных с нарушением защиты информации при осуществлении переводов денежных средств"

Соответствующие изменения внесены в Указание Банка России "Об отчетности по обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств...".

Установлены субъекты, представляющие данную отчетность, периодичность и сроки ее представления.

Указание вступает в силу с 1 июля 2018 года

Приказ ФНС России от 04.04.2018 N ММВ-7-8/189@ "О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 13.02.2017 N ММВ-7-8/179@" Зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2018 N 51333.

Решения налоговых органов о взыскании налогов, сборов и иных обязательных платежей будут приниматься по обновленным формам

В целях принятия мер по взысканию с поручителя (гаранта) сумм недоимки и задолженности по налогу, сбору, страховым взносам, пени и штрафам приняты в новой редакции некоторые формы документов, используемых налоговыми органами при исполнении своих полномочий.

Также в новых формах, в частности, содержится указание на то, что взыскание может осуществляться, в том числе, за счет драгоценных металлов.

Приказ ФНС России от 09.04.2018 N ММВ-7-8/206@ "Об утверждении порядка представления органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации первичных документов, подтверждающих обоснованность начисления, своевременность и полноту принятия мер по взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности) (за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу), или в суд, а также сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, в отношении которых утрачена возможность взыскания в связи с истечением до 1 января 2017 года сроков взыскания, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации) по запросам налоговых органов" Зарегистрировано в Минюсте России 07.06.2018 N 51320.

Определен порядок передачи органами ПФР и ФСС РФ по запросам налоговых органов документов, касающихся задолженности плательщиков страховых взносов

Порядок регламентирует представление первичных документов, подтверждающих обоснованность начисления, своевременность и полноту принятия мер по взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам.

Обмен информацией осуществляется на региональном уровне по запросу Управления ФНС России с указанием необходимого перечня первичных документов.

В случае нахождения запрашиваемых первичных документов в вышестоящем органе или в суде в связи с проведением процедуры обжалования отделение фонда должно проинформировать об этом Управление ФНС России в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса.

Приказ Минэкономразвития России от 23.05.2018 N 263 "О порядке аккредитации арбитражных управляющих в целях осуществления ими полномочий конкурсного управляющего (внешнего управляющего) в деле о банкротстве застройщика в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" Зарегистрировано в Минюсте России 13.06.2018 N 51338.

Аккредитацией арбитражных управляющих в качестве конкурсных (внешних) управляющих при банкротстве застройщика, осуществлявшего взносы в компенсационный фонд, будет заниматься "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства"

Рассмотрение заявлений об аккредитации и выдача свидетельства об аккредитации осуществляются Фондом на безвозмездной основе. Срок действия аккредитации составляет три года. Фондом ведется список аккредитованных арбитражных управляющих, который подлежит размещению на сайте Фонда.

Заявление об аккредитации и прилагаемые к нему документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, представляются кандидатом через сайт Фонда. Заявление составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество; место жительства (регистрации); адрес электронной почты и контактные телефоны; информацию о согласии на обработку и раскрытие персональных данных, а также перечень прилагаемых документов, среди которых:

- копия паспорта;

- копия трудовой книжки и (или) иных документов, подтверждающих наличие стажа работы на руководящих должностях в сфере строительства не менее трех лет, либо копии определений (решений) арбитражных судов об утверждении кандидата на аккредитацию арбитражным управляющим в процедурах, применяемых в деле о банкротстве застройщика (не менее трех процедур);

- копия документа, подтверждающего членство кандидата на аккредитацию в саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Письмо ФНС России от 31.05.2018 N БС-4-21/10566@ "О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 25.11.2015 N ММВ-7-11/545@ "Об утверждении формы и формата представления сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах ..."

Изменен состав сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах, передаваемых в налоговые органы

Изменения в форму, формат и порядок представления указанных сведений внесены приказом ФНС России от 07.05.2018 N ММВ-7-21/248@.

Сообщается, в частности, об исключении из формы избыточных сведений, в том числе об адресе места нахождения российской организации (обособленного подразделения), поскольку данные сведения содержатся в ЕГРЮЛ, а также сведений о правоустанавливающем документе.

Добавлен реквизит "серия и номер предыдущего ПТС (при наличии)", а также введена возможность представления сведений об адресе физического лица.

<Письмо> ФНС России от 07.06.2018 N БС-4-11/11018@ "О рекомендуемой форме Заявления"

ФНС России разработана рекомендуемая форма заявления об освобождении от уплаты страховых взносов

Плательщики не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за периоды, установленные пунктом 7 статьи 430 НК (например, период прохождения военной службы, период ухода за ребенком до полутора лет, период проживания супругов военнослужащих-контрактников в местностях, где они не могли трудиться), при условии представления в налоговый орган соответствующего заявления.

В целях реализации данных положений разработана форма такого заявления, рекомендуемая к применению. Вместе с тем, плательщик вправе направить в налоговый орган данное заявление, составленное в произвольной форме.

<Письмо> ФНС России от 07.06.2018 N БС-4-21/11067@ "О порядке предоставления и использования налоговыми органами сведений из реестра системы взимания платы"

Форма запроса налогового органа о предоставлении сведений из реестра системы взимания платы "Платон" не установлена

Порядок предоставления налоговым органам сведений из реестра системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, предусмотрен приказом Минтранса России от 10.02.2017 N 46.

Сведения из реестра ежегодно передаются в ФНС России в виде файлов данных, а также дополнительно могут предоставляться по запросам налоговых органов.

При этом обращено внимание на то, что приказ Минтранса России не содержит требования об оформлении запросов налоговых органов исключительно по форме, предусмотренной для составления требований о представлении документов (информации) согласно статье 93.1 НК РФ.

<Письмо> ФНС России от 07.06.2018 N СА-4-7/11051@ <По вопросу установления налоговыми органами действительных налоговых обязательств налогоплательщиков в ходе выездных налоговых проверок>

В ходе выездной проверки налоговые органы вправе изменить выводы, сделанные при проведении камеральной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка является более углубленной формой налогового контроля, в связи с чем при ее проведении не исключается выявление нарушений, которые не были обнаружены при проведении камеральной налоговой проверки.

Таким образом, наличие решения по результатам камеральной налоговой проверки не исключает возможность привлечения налогоплательщика к ответственности и начисление пени за несвоевременное исполнение обязательств по уплате налогов, установленное в ходе выездной налоговой проверки (Определение Конституционного Суда РФ от 20.12.2016 N 2672-О).

Кроме того, со ссылкой на определения Верховного Суда РФ сообщается о том, что налоговый орган, доначислив по результатам выездной налоговой проверки прямые налоги, обязан уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на сумму доначисленного налога, при условии, что налог на прибыль организаций входит в предмет выездной налоговой проверки.

При этом судами отклоняются доводы налоговых органов о том, что налогоплательщики не лишены права самостоятельно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль путем корректировки начислений и подачи уточненных деклараций.

Обращено внимание на то, что целью проведения выездной налоговой проверки является в том числе установление действительных налоговых обязательств проверяемого налогоплательщика.

При этом налоговый орган вправе, но не обязан учитывать в решении по результатам проверки показатели уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиками после составления акта выездной налоговой проверки.

В этом случае налоговый орган имеет право как на проведение дополнительных мероприятий налогового контроля и учет показателей уточненных налоговых деклараций при принятии решения по проверке, так и на повторную выездную налоговую проверку налогоплательщика.

Письмо ФНС России от 08.06.2018 N БС-4-21/11163@ "О Перечне морских портов, капитаны которых осуществляют государственную регистрацию судов"

ФНС России доводит до сведения заинтересованных лиц перечень морских портов, капитаны которых осуществляют государственную регистрацию судов в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре и государственную регистрацию строящихся судов в реестре строящихся судов

Перечень был утвержден Распоряжением Правительства РФ от 20.03.2018 N 458-р (с изменениями, внесенными Распоряжением Правительства РФ от 31.05.2018 N 1082-р). Перечень направляется в целях обеспечения реализации статей 83 - 85 и главы 28 "Транспортный налог" Налогового кодекса РФ.

Письмо ФНС России от 14.06.2018 N БС-4-21/11418@ "О направлении письма Минфина России о применении положений главы 31 Налогового кодекса Российской Федерации"

ФНС России разъяснила, как исчислить земельный налог при владении участком неполный налоговый период, в течение которого произошло изменение кадастровой стоимости

Сообщается, что в таком случае, с учетом статей 391 и 396 НК РФ, исчисление суммы земельного налога должно производиться с применением коэффициентов:

  • Кв (определяемого как отношение числа полных месяцев владения участком к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде);

  • Ки (определяемого в порядке, аналогичном указанному выше, в случаях изменения кадастровой стоимости земельного участка).

Поскольку порядок одновременного применения коэффициентов Кв и Ки Налоговым кодексом РФ не урегулирован, разъяснено следующее.

В случае необходимости одновременного применения коэффициентов Кв и Ки, значение каждого из которых отлично от единицы, значение коэффициента Ки должно учитывать период владения земельным участком в данном налоговом периоде (в письме приведен наглядный пример расчета земельного налога с одновременным применением указанных коэффициентов).

<Информация> Казначейства России "Ответы на вопросы, поступившие на Всероссийском совещании на тему: "Казначейское сопровождение средств в валюте Российской Федерации, предоставленных для выполнения государственного оборонного заказа в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" 23 марта 2018 года"

Казначейством России даны ответы по вопросам казначейского сопровождения средств, предоставленных для выполнения гособоронзаказа

В частности, разъяснены вопросы, касающиеся открытия лицевых счетов для учета операций неучастника бюджетного процесса, санкционирования расходов по гособоронзаказу, казначейского обеспечения обязательств, формирования идентификатора государственного контракта по гособоронзаказу.

<Информация> ФНС России <Об отсутствии в формах требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов реквизита "подпись должностного лица налогового органа">

Верховный Суд РФ согласился с тем, что подпись должностного лица не является обязательной в требовании об уплате налогов

Налогоплательщики обратились в Верховный Суд РФ с исками о признании недействующими форм требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа в связи с тем, что данные формы не содержат подпись должностного лица.

Согласно позиции ФНС России отсутствие данного реквизита не нарушает права налогоплательщиков, поскольку содержащиеся в формах сведения позволяют получить всю необходимую информацию (о размере задолженности, основаниях ее взимания, сроках погашения, правовых последствиях и т.д.).

Верховный Суд РФ в удовлетворении исков отказал, указав, что в формы данных требований включены все сведения, указанные в статье 69 НК РФ. Отсутствие реквизита "подпись должностного лица" не ограничивает права налогоплательщиков на судебную защиту и на получение информации о размере задолженности перед бюджетом.

<Информация> ФНС России <О налоговом уведомлении за 2017 год>

Уплата налогов физлицами за 2017 год: что изменилось

Начинается рассылка налоговых уведомлений на уплату физическими лицами имущественных налогов.

В уведомление включат суммы НДФЛ, которые не были удержаны налоговым агентом в 2016 - 2017 годах, а сведения о которых были представлены в налоговые инспекции.

По сравнению с прошлым годом изменятся суммы налога на имущество.

В регионах, где налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости второй налоговый период, с 0,2 до 0,4 повысится коэффициент, применяемый при расчете налога.

Для льготных категорий налогоплательщиков при расчете земельного налога будет применен вычет (уменьшение налоговой базы на величину кадастровой стоимости 6 соток).

Кроме того, изменились размеры повышающих коэффициентов, применяемых при расчете транспортного налога в отношении дорогостоящих автомобилей.

ФНС России напоминает также, что срок уплаты налогов - не позднее 3 декабря 2018 года.

Письмо Минфина России от 23.05.2018 N 03-03-05/34637

Уменьшают прибыль только те расходы на отдых членов семей сотрудников, которые подтверждены договором работодателя с туроператором (турагентом)

С 1 января 2019 года работодатели смогут учитывать в составе расходов по налогу на прибыль организаций затраты на оплату услуг по организации туризма, оказанных работнику и членам его семьи (пункт 24.2 статьи 255 НК РФ).

Разъяснено, что договор на реализацию "туристского продукта" должен быть заключен работодателем с туроператором или турагентом.

Если договор заключен непосредственно с исполнителями данных услуг (гостиницами, перевозчиками, экскурсоводами (гидами) и т.д.), такие затраты не будут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Письмо Минфина России от 23.05.2018 N 03-04-05/34696

Минфином России разъяснены некоторые вопросы, касающиеся второго этапа "амнистии капитала" физлиц

Амнистия капитала предусматривает отражение в специальной декларации сведений об имуществе, о контролируемых иностранных компаниях, о счетах (вкладах) в зарубежных банках. При этом декларант освобождается от уголовной, административной и налоговой ответственности.

Сообщается, что указанные гарантии предоставляются, в частности, в отношении деяний, совершенных до 1 января 2018 года, - при представлении декларации в ходе второго этапа декларирования.

Если деяния совершены после 1 января 2018 года, то гарантии на такие деяния не распространяются.

Отмечено также, что взыскание налога не производится, в частности, если обязанность по его уплате возникла до 1 января 2018 года в результате совершения операций, информация о которых содержится в специальной декларации, представленной в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года.

Письмо ФНС России от 05.06.2018 N ГД-2-14/1069@

Применение ИНН физического лица в документах не предусматривает замену имени номером

Постановка на учет физического лица в налоговом органе осуществляется с присвоением ИНН - единого идентификационного номера налогоплательщика.

ИНН формируется как цифровой код и является номером записи о лице в Едином государственном реестре налогоплательщиков (ЕГРН).

ФНС России обращает внимание на то, что ИНН не является информацией, входящей в перечень персональных данных.

В этой связи требуется обязательное указание во всех документах налогоплательщика фамилии, имени и отчества, независимо от указания или неуказания в них ИНН.

При заполнении распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему требуется указывать ИНН плательщика или уникальный идентификатор начисления (УИН) в реквизите "Код".

Указание ИНН или УИН позволяет налоговым органам определить плательщика и своевременно учесть перечисленные денежные средства в счет исполнения им обязанности по уплате налога.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

"Положение о порядке, сроках и объеме доведения до сведения кредитных организаций и некредитных финансовых организаций информации о случаях отказа от проведения операции, отказа от заключения договора банковского счета (вклада) и (или) расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом, об устранении оснований принятия решения об отказе от проведения операции, об устранении оснований принятия решения об отказе от заключения договора банковского счета (вклада), об отсутствии оснований для расторжения договора банковского счета (вклада) с клиентом" (утв. Банком России 30.03.2018 N 639-П) Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2018 N 51297.

Банком России обновлен порядок доведения до сведения кредитных организаций, иных лиц, информации, полученной от Росфинмониторинга

Положением уточняются, в частности:

- перечень получаемой от Росфинмониторинга сведений и информации, передаваемой кредитным и некредитным финансовым организациям;

- требования к содержанию электронного сообщения, формируемого Банком России для направления в организации и порядку его формирования;

- требования к шифрованию электронного сообщения;

- порядок обмена сообщениями и файлами между организациями и территориальными учреждениями Банка России, порядок и сроки их формирования и направления.

Утратившим силу признается Положение Банка России от 20.07.2016 N 550-П, которым был утвержден ранее действовавший порядок.

Указание Банка России от 15.03.2018 N 4739-У "О требованиях к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита" Зарегистрировано в Минюсте России 25.05.2018 N 51188.

Обновлены требования к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля и внутреннего аудита

Устанавливается, что клиринговая организация должна сформировать организационную структуру, соответствующую объему и характеру осуществляемых операций, уровню и сочетанию присущих деятельности клиринговой организации рисков, в том числе определить совокупность органов управления, структурных подразделений и должностных лиц, включая контролера и внутреннего аудитора, обеспечивающих контроль за соблюдением клиринговой организацией законодательства РФ, учредительных и внутренних документов клиринговой организации, эффективностью и результативностью финансово-хозяйственной деятельности, эффективности управления активами и пассивами, включая обеспечение сохранности активов, эффективности управления рисками клиринговой организации.

Указанием, помимо прочего, устанавливаются:

  • требования к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего контроля;

  • требования к организации и осуществлению клиринговой организацией внутреннего аудита;

  • требования к документу, устанавливающему порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего контроля;

  • требования к документу, устанавливающему порядок осуществления клиринговой организацией внутреннего аудита.

Утратившим силу признается Приказ ФСФР России от 13.08.2013 N 13-72/пз-н "Об утверждении требований по организации внутреннего контроля клиринговой организации, а также к документу, устанавливающему порядок осуществления внутреннего контроля клиринговой организации".

Указание вступает в силу с 1 сентября 2018 года.

Указание Банка России от 15.03.2018 N 4740-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 30 декабря 2016 года N 575-П "О требованиях к управлению рисками, правилам организации системы управления рисками, клиринговому обеспечению, размещению имущества, формированию активов центрального контрагента, а также к кругу лиц, в которых центральный контрагент имеет право открывать торговые и клиринговые счета, и методике определения выделенного капитала центрального контрагента" Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2018 N 51286.

Установлены требования к оценке центральным контрагентом финансового положения эмитентов и контрагентов

В настоящее время центральный контрагент при установлении требований в отношении принимаемого обеспечения, а также в отношении инструментов и контрагентов при размещении временно свободных средств использует кредитные рейтинги рейтинговых агентств эмитентов и контрагентов.

Согласно внесенным изменениям, центральный контрагент вместо использования рейтингов будет проводить оценку финансового положения контрагентов. Для проведения указанной оценки устанавливаются требования к клиринговому обеспечению, размещению имущества, формированию активов центрального контрагента, а также к кругу лиц, в которых центральный контрагент имеет право открывать торговые и клиринговые счета.

Указанием, в частности, установлены:

- перечень инструментов, которые могут приниматься центральным контрагентом в качестве индивидуального клирингового обеспечения;

- перечень инструментов, которые могут приниматься центральным контрагентом в качестве коллективного клирингового обеспечения;

- перечень инструментов, в которые центральный контрагент может размещать драгоценные металлы;

- требования к депозитариям, на счетах депо которых центральный контрагент имеет право по своему решению размещать ценные бумаги для исполнения обязательств;

- требования к депозитариям, в которых центральный контрагент имеет право открывать торговые банковские счета, клиринговые банковские счета, торговые счета депо и клиринговые счета депо.

Указание вступает в силу с 1 сентября 2018 года.

Приказ Банка России от 28.04.2018 N ОД-1132 "О размере штрафа за нарушение условий договора об общих условиях проведения депозитных операций"

Банком России установлен нулевой размер штрафа за нарушение условий договора об общих условиях проведения депозитных операций

В соответствии с пунктом 5.3 договора об общих условиях проведения депозитных операций, доведенного до сведения кредитных организаций информационным письмом Банка России от 28.03.2018 N ИН-01-20/16 "О порядке проведения Банком России депозитных операций", штраф подлежит взысканию за каждое нарушение кредитной организацией условий договора об общих условиях проведения депозитных операций.

Напомним, что с 17 мая 2018 года депозитные операции проводятся Банком России только в соответствии с договором об общих условиях проведения депозитных операций.

Информационное письмо Банка России от 09.06.2018 N ИН-06-59/38 "О недобросовестных практиках, имеющих место в деятельности отдельных МФО"

Банк России напоминает микрофинансовым организациям о недопустимости введения потребителей финансовых услуг в заблуждение относительно обеспечения исполнения обязательств по договору займа за счет недвижимого имущества заемщика

Сообщается, в частности, что в ряде случаев МФО используется практика, при которой одновременно с заключением договора займа заемщику предлагается вместо договора залога подписать одно из следующих соглашений (а также иные, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, документы), в том числе без указания даты их заключения:

- соглашение о предоставлении отступного путем передачи МФО объекта недвижимости заемщика;

- договор купли-продажи объекта недвижимости заемщика, принадлежащего ему на праве собственности (в том числе оцененного по цене существенно ниже рыночной);

- договор дарения объекта недвижимости заемщика.

Банк России обращает внимание, что совершение вышеуказанных действий при введении потребителей финансовых услуг в заблуждение относительно последствий заключаемых сделок (путем убеждения, что подобные действия являются обычной практикой при заключении договора займа, обеспеченного залогом недвижимого имущества; непредставления достаточной информации о характере и последствиях совершаемой сделки и пр.) свидетельствует о недобросовестности в действиях МФО.

С учетом изложенного, в целях обеспечения надлежащей защиты прав заемщиков МФО, по мнению Банка России, в случае если стороны пришли к соглашению об обеспечении исполнения обязательств по договору займа за счет недвижимого имущества заемщика, такие отношения следует оформлять договором залога недвижимого имущества (ипотеки).

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 11.06.2018 N 673 "Об утверждении Правил расчета собственных средств застройщика, имеющего право на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов на основании договора участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации"

Установлен порядок расчета собственных средств застройщика, привлекающего средства граждан и юридических лиц для долевого строительства объектов недвижимости

В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2017 N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в качестве одного из критериев, которым должен соответствовать застройщик, имеющий право привлекать средства для участия в долевом строительстве объектов недвижимости, является наличие у застройщика собственных средств в размере не менее 10% от планируемой стоимости строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанной в проектной декларации. Настоящим Постановлением определен порядок определения размера собственных средств застройщика.

Указывается, что размер собственных средств застройщика определяется как разница между величиной принимаемых к расчету активов застройщика и величиной принимаемых к расчету обязательств застройщика. Расчет собственных средств производится ежеквартально по данным бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности застройщика. При этом объекты бухгалтерского учета, учитываемые организацией на забалансовых счетах, при определении размера собственных средств к расчету не принимаются.

Постановлением определяются перечни активов и обязательств застройщика, принимаемые к расчету при определении размера собственных средств застройщика, и устанавливается, что активы и обязательства принимаются к расчету по стоимости, подлежащей отражению в бухгалтерском балансе застройщика (в нетто-оценке за вычетом регулирующих величин) исходя из правил оценки соответствующих статей бухгалтерского баланса.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Приказ Минсельхоза России от 06.03.2018 N 101 "Об утверждении правил проведения доклинического исследования лекарственного средства для ветеринарного применения, клинического исследования лекарственного препарата для ветеринарного применения, исследования биоэквивалентности лекарственного препарата для ветеринарного применения" Зарегистрировано в Минюсте России 05.06.2018 N 51296.

Минсельхозом России утверждены правила проведения доклинического исследования лекарственного средства для ветеринарного применения, клинического исследования лекарственного препарата для ветеринарного применения

Установлено, что указанные доклиническое и клиническое исследование (в том числе исследование биоэквивалентности) проводятся по утвержденному разработчиком лекарственного средства (препарата) плану с ведением протоколов этих исследований и составлением отчетов, в которых содержатся результаты этих исследований.

Для организации и проведения доклинического исследования, клинического исследования разработчик может привлекать сторонние организации, имеющие необходимую материально-техническую базу и квалифицированных специалистов в соответствующей области исследования.

К доклиническим исследованиям относятся изучение:

- фармакодинамики действующего вещества лекарственного средства, включающее изучение его специфической (фармакологической) активности;

- общетоксических свойств лекарственного средства (в том числе острой, субхронической и (или) хронической токсичности, местнораздражающего действия лекарственного средства);

- специфической токсичности лекарственного средства (в том числе иммунотоксичности, аллергенности, репродуктивной токсичности, тератогенности, эмбриотоксичности, мутагенности с прогнозом канцерогенности);

- переносимости здоровыми животными тех видов, которым предназначается исследуемый лекарственный препарат, при однократном и многократном введении в терапевтической (профилактической) и повышенных дозах;

- фармакокинетики действующего вещества лекарственного средства или его метаболита в организме целевых животных;

- сроков выведения остаточных количеств действующего вещества или его метаболита из организма целевых продуктивных животных в целях обеспечения безопасности продукции животного происхождения после применения препарата в максимальной рекомендованной разработчиком дозе.

Возможность проведения клинического исследования должна основываться на результатах доклинического исследования. Переносимость лекарственных препаратов здоровыми животными устанавливается на основании данных, полученных при проведении доклинического исследования на целевых животных.

Определено, что исследование биоэквивалентности является видом клинического исследования для определения скорости всасывания и выведения одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ и их метаболитов, количества лекарственного препарата, достигающего системного кровотока, и результаты которого позволяют сделать вывод о биоэквивалентности воспроизведенного лекарственного препарата в определенных лекарственной форме и дозировке, соответствующих лекарственной форме и дозировке референтного лекарственного препарата.

Утвержденные правила применяются к исследованиям, проводимым в рамках доклинических исследований лекарственных средств для ветеринарного применения и клинических исследований лекарственных препаратов для ветеринарного применения, планы проведения которых утверждены после вступления в силу настоящего приказа.

Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования.

Информация Россельхознадзора от 23.05.2018 "О применении Решения Россельхознадзора о регионализации при оформлении ВСД в системе Меркурий"

Россельхознадзором даны разъяснения об оформлении электронных ветеринарных сопроводительных документов в ИС "Меркурий"

Сообщается, что при оформлении электронных ветеринарных сопроводительных документов в компоненте ИС "Меркурий" автоматически подбираются необходимые для транспортировки конкретного подконтрольного госветнадзору товара условия перемещения из тех, что указаны в Решении Россельхознадзора об установлении статусов регионов РФ по заразным болезням животных и условиях перемещения подконтрольных госветнадзору товаров от 20.01.2017.

Для их оформления на подконтрольные госветнадзору товары, перемещение которых несет риск распространения заразных болезней животных, необходимо выбрать и отметить соответствие товара одному из предложенных ИС "Меркурий" "списков условий" по каждой болезни животных.

Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255"

Минприроды России предложены новые коэффициенты к размерам платы за негативное воздействие на окружающую среду

Проектом, в частности, предусматривается установление:

  • коэффициента 0,5 - при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за сбросы загрязняющих веществ организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, при сбросе загрязняющих веществ, не относящихся к веществам, для которых устанавливаются технологические показатели наилучших доступных технологий в сфере очистки сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений или городских округов (за исключением периода реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды), дополнительно к иным коэффициентам;

  • коэффициента 1 - на период реализации организациями, эксплуатирующими централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, программ повышения экологической эффективности или планов мероприятий по охране окружающей среды при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросах загрязняющих веществ в отношении всей массы сбросов загрязняющих веществ (за исключением массы сбросов загрязняющих веществ в пределах технологических нормативов);

  • особенностей корректировки размера платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, на величину затрат, связанных с реализацией мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 658 "О централизованных закупках офисного программного обеспечения, программного обеспечения для ведения бюджетного учета, а также программного обеспечения в сфере информационной безопасности"

Минкомсвязь России и Казначейство России будут осуществлять централизованные закупки программного обеспечения для госорганов

Правительством РФ определено, что планирование закупок, определение поставщиков, заключение госконтрактов, их исполнение и обеспечение их оплаты для федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, осуществляется:

- в части закупок офисного программного обеспечения и программного обеспечения в сфере информационной безопасности - Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ;

- в части закупок программного обеспечения для ведения бюджетного учета - Федеральным казначейством (в том числе - в отношении подведомственных федеральных казенных учреждений).

Правительством РФ утверждены правила взаимодействия указанных ведомств с госорганами при планировании и осуществлении централизованных закупок.

Определено, что формирование потребности для осуществления данных закупок осуществляется по формам и в порядке, которые утверждаются указанными ведомствами соответственно, по согласованию с Минфином России. При этом потребность в части офисного программного обеспечения и программного обеспечения в сфере информационной безопасности в III и IV кварталах 2018 года определяется в размере, не менее чем соответственно 15 и 20 процентов показателей и индикаторов эффективности перехода органов власти на отечественное офисное программное обеспечение.

Федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, поручено обеспечить, в том числе:

- переход до 1 января 2020 года на ведение бюджетного учета с использованием указанного программного обеспечения;

- проведение до 2020 года работ по обеспечению совместимости программного обеспечения своих информационных систем с офисным программным обеспечением и программным обеспечением в сфере информационной безопасности не менее чем 2 различных правообладателей;

- продление до 2020 года сроков реализации мероприятий по переходу на отечественное офисное программное обеспечение.

Минкомсвязи России поручено обеспечить с участием АНО "Центр компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий" предварительное тестирование отечественного офисного программного обеспечения, программного обеспечения в сфере информационной безопасности для подтверждения его соответствия заявленным в документации функциональным и техническим характеристикам.

Определено также, что госорганы вправе направить в Минкомсвязи России предложения по совершенствованию используемого ими программного обеспечения, закупленного централизованно.

Информационное сообщение ФСТЭК России от 06.06.2018 N 240/13/2549 "О некоторых вопросах по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных"

ФСТЭК России даны разъяснения по вопросам обеспечения безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах

ФСТЭК России напоминает, что обработка персональных данных не является лицензируемым видом деятельности. Лицензированию подлежит только деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

Вместе с тем, согласно закону о персональных данных, оператор при их обработке обязан принимать необходимые правовые, организационные и технические меры для их защиты. Также, в соответствии с требованиями к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119) их безопасность обеспечивает оператор такой системы или лицо, осуществляющее их обработку по поручению оператора на основании договора, который должен предусматривать соответствующую обязанность уполномоченного лица.

Сообщается, что для выполнения работ по обеспечению безопасности персональных данных могут привлекаться на договорной основе юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

<Письмо> Минобрнауки России от 08.06.2018 N 13-3657 "О правомочности заседания диссертационного совета"

Минобрнауки России напоминает о наиболее частых нарушениях в работе диссертационных советов при защите диссертаций

Сообщается, в частности, что заседание диссертационного совета считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей списочного состава, при этом округление дробных чисел до целых значений не предусмотрено. Сведения о присутствовавших на заседании членах диссертационного совета отражаются секретарем в электронном аттестационном деле соискателя ученой степени в Единой информационной системе на вкладке "Дополнительные сведения". Их присутствие фиксируется на аудиовидеозаписи заседания, которая изучается экспертным советом ВАК при рассмотрении апелляций и жалоб на процедурные нарушения, допущенные диссертационными советами при проведении защиты диссертаций.

Члены диссертационного совета, опоздавшие к началу защиты диссертации, ушедшие до ее окончания или временно отсутствовавшие на заседании, кроме времени объявленного технического перерыва, также не учитываются в определении кворума и не участвуют в тайном голосовании.

Сообщается также о случаях, когда голосующие члены диссертационного совета, заполнив бюллетень, передают его другим членам совета. В результате на аудиовидеозаписи фиксируется, как член диссертационного совета опускает в урну для голосования несколько бюллетеней. Такие факты также служат основанием для отмены решения диссертационного совета.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Постановление Правительства РФ от 08.06.2018 N 660 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Утверждено положение об осуществлении Росгвардией государственного контроля за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны

Контроль осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок подразделений охраны. При этом проверяется соблюдение обязательных требований законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, регламентирующих организацию и осуществление деятельности подразделения охраны.

Действие положения не распространяется на проверки, проводимые в целях обеспечения государственного контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении частной охранной деятельности и контроля за деятельностью ведомственной охраны Минобороны России.

Должностные лица при проведении проверки вправе, в том числе:

- запрашивать у подразделения охраны документы, относящиеся к предмету проверки, в том числе учредительные документы, организационно-распорядительные документы, а также гражданско-правовые договоры и иные документы, связанные с целями, задачами и предметом проверки;

- проверять места хранения оружия, патронов и специальных средств, их учет, сохранность, безопасность хранения и использования;

- требовать от должностных лиц подразделения охраны объяснения в письменной и устной формах по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;

- пользоваться собственными необходимыми для проведения проверки техническими средствами, в том числе компьютерами, электронными носителями информации, сканерами, телефонами, средствами аудио- и видеозаписи, фотоаппаратами, осуществлять аудиозапись, фото- и видеосъемку.

Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 16.04.2011 N 274 "Об утверждении Правил инспектирования полицией подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны".