Новое в Федеральном законодательстве

27.09.2018

Выпуск от 27.09.2018

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор
принадлежат АО "Консультант Плюс".   

Обзор документов, введенных в информационный банк
системы
КонсультантПлюс 27 сентября 2018 г.


ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 24.09.2018 N 1132
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Минэкономразвития России уполномочено осуществлять мониторинг выполнения требований законодательства о разработке и утверждении документов территориального планирования двух и более субъектов РФ

Уточнено, что проект схемы территориального планирования РФ в области обороны страны и безопасности государства подготавливается с учетом, в том числе, положений о территориальном планировании, содержащихся в указанных документах.

Минэкономразвития России также уполномочено осуществлять согласование проекта схемы территориального планирования двух и более субъектов РФ.

Проект Федерального закона N 554026-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления запрета на создание и осуществление деятельности унитарных предприятий)"

Правительство РФ предполагает с 1 января 2019 года существенно ограничить сферу деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий

Согласно законопроекту осуществлять свою деятельность унитарные предприятия смогут только в случаях, когда:

  • создание унитарного предприятия прямо предусмотрено Федеральным законом, актом Президента РФ или Правительства РФ;

  • учредителями являются федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, государственного управления в области обеспечения государственной и общественной безопасности, перечень которых устанавливается Правительством РФ, для обеспечения обороны и безопасности РФ;

  • деятельность осуществляется в сфере естественных монополий.

ФАС России предлагается наделить полномочиями по выдаче заключений о соответствии антимонопольному законодательству создания государственного или муниципального унитарного предприятия либо изменения им вида деятельности.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления законопроекта в силу и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции, подлежат ликвидации или реорганизации по решению учредителя в срок до 1 января 2021 года, а в случае непринятия или неисполнения такого решения - по иску антимонопольного органа в судебном порядке.

Вступление законопроекта в силу предусматривается с 1 января 2019 года, за исключением отдельных положений, вступление которых в силу запланировано на иные сроки.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 30.08.2018 N 562н
"Об утверждении профессионального стандарта "Строитель кораблей"
Зарегистрировано в Минюсте России 21.09.2018 N 52221.

Обновлен профессиональный стандарт для строителей кораблей

Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 02.12.2015 N 941н, которым был утвержден ранее действовавший профстандарт.

Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является строительство и ремонт кораблей (судов), плавучих сооружений в соответствии с утвержденным проектом и в установленные сроки.

В функции данных специалистов входит:

- организация строительства (ремонта) корабля (судна) по отдельному направлению работ;

- организация строительства (ремонта) корабля (судна) по двум и более взаимосвязанным направлениям работ;

- организация полного комплекса работ по проекту (строительству (ремонту) корабля (судна).

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.

<Письмо> Минтруда России от 01.06.2018 N 15-4/10/В-4010
<Об обязанности работодателя по обеспечению проведения специальной оценки условий труда>

Минтруд России напоминает работодателям, что проведение специальной оценки условий труда должно быть завершено не позднее 31 декабря 2018 года

Сообщается, что в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426 "О специальной оценке условий труда" работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах работников.

Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда могут использоваться до окончания срока их действия, но не позднее чем 31 декабря 2018 г.

По результатам проведения специальной оценки условий труда работникам устанавливаются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом РФ.

В целях недопущения снижения объема гарантий, компенсаций и прав работников на безопасный труд в связи с возможным риском проведения специальной оценки условий труда до конца 2018 г. не в полном объеме, Минтруд России обращает особое внимание на недопустимость нарушения требований Трудового кодекса РФ, Федерального закона N 426-ФЗ в части безусловного завершения проведения специальной оценки условий труда не позднее чем 31 декабря 2018 г. на территории субъекта РФ.

"Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за I квартал 2018 года"
(утв. Рострудом)

Рострудом подготовлен доклад с руководством по соблюдению работодателями обязательных требований трудового законодательства за I квартал 2018 года

Доклад включает в себя:

  • разъяснения, касающиеся гарантий и компенсаций работникам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в том числе таких как повышенная оплата труда (районный коэффициент, процентная надбавка), дополнительный выходной день, сокращенная рабочая неделя, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно);

  • разъяснения, касающиеся работы вахтовым методом;

  • ответы на вопросы, касающиеся, в частности, порядка компенсации расходов на проезд к месту использования отпуска и обратно, выплаты выходного пособия внутреннему совместителю, работающему в районе Крайнего Севера, определения количества дней вахтового цикла.

"Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за II квартал 2018 года"
(утв. Рострудом)

Рострудом подготовлен доклад с руководством по соблюдению работодателями обязательных требований трудового законодательства за II квартал 2018 года

В Докладе содержатся:

  • разъяснения о порядке приема работника на работу (в том числе о возрасте, с которого работник имеет право быть принятым на работу, необходимых документах для приема на работу, обязательных требованиях к трудовому договору, об испытательном сроке при приеме на работу);

  • ответы на вопросы (например, предоставление справки об отсутствии судимости при трудоустройстве в образовательное учреждение на должность, не относящуюся к преподавательской деятельности; необходимость сообщения по месту службы о трудоустройстве бывшего инспектора федеральной налоговой службы в коммерческую организацию; определение последнего дня испытательного срока).

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Постановление Правительства РФ от 24.09.2018 N 1131
"О внесении изменений в Правила осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета"

Уточнен порядок заключения соглашений в рамках осуществления бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений

Правилами осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 13, установлен, в числе прочего, порядок заключения соглашений о передаче федеральными органами государственной власти (государственными органами) федеральным государственным бюджетным учреждениям или федеральным государственным автономным учреждениям, федеральным государственным унитарным предприятиям, в том числе казенным, полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от лица указанных органов.

Настоящим Постановлением установлено, в числе прочего, какие положения должны быть включены, в частности, в соглашение о передаче полномочий, передаваемых при осуществлении бюджетных инвестиций в целях подготовки обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита, а также в соглашение о предоставлении субсидии в целях подготовки обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита. Предусматривается, что бюджетные инвестиции и предоставление субсидий в целях подготовки обоснования инвестиций и проведения его технологического и ценового аудита осуществляются в случае, если подготовка обоснования инвестиций для объекта капитального строительства в соответствии с законодательством РФ является обязательной.

"Приоритетная тематика обучения по программам повышения квалификации аудиторов, предусмотренного частью 9 статьи 11 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" на 2019 год"
(одобрена Советом по аудиторской деятельности 21.09.2018, протокол N 41)

Советом по аудиторской деятельности одобрена приоритетная тематика обучения по программам повышения квалификации аудиторов

Тематика обучения включает в себя, в частности, следующие направления:

- практика аудита: роль аудитора в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, коррупции, подкупу иностранных должностных лиц, налоговому мошенничеству;

- новые требования Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;

- практика применения МСА: формирование аудиторского заключения;

- практика аудита: подходы к проверке соблюдения аудируемым лицом новых требований Международных стандартах финансовой отчетности;

- особенности оказания аудиторских услуг кредитным и некредитным финансовым организациям.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Указание Банка России от 26.09.2018 N 4920-У
"О внесении изменений в пункты 8.1 и 9.8 Инструкции Банка России от 25 февраля 2014 года N 149-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)"

Скорректированы правила оформления полномочий на проведение проверок кредитных организаций (их филиалов)

Настоящим Указанием установлен перечень оснований подписания заместителем руководителя Главной инспекции, генеральным инспектором поручений на осмотр (ознакомление) (дополнение к поручению на осмотр (ознакомление) и при необходимости заданий на осмотр (ознакомление) (дополнение к заданию на осмотр (ознакомление), а также перечень оснований, дающих право Генеральному инспектору межрегиональной инспекции подписывать поручение на осмотр (ознакомление) (дополнение к поручению на осмотр (ознакомление) и при необходимости задание на осмотр (ознакомление) (дополнение к заданию на осмотр (ознакомление).

К таким основаниям отнесены, в частности, распоряжение на проведение проверки (дополнения к распоряжению о проведении проверки), задание на проведение проверки (дополнения к заданию на проведение проверки), решение о проведении осмотра предмета залога и (или) ознакомления с деятельностью заемщика (залогодателя) (уведомления о таких решениях), принятые в соответствии с нормативным актом об организации осмотра предмета залога и (или) ознакомления с деятельностью заемщика (залогодателя).

Кроме того, уточняется порядок принятия решения о проведении экспертизы предмета залога.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

"Методические рекомендации по разработке и утверждению порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности"
(утв. Банком России 14.09.2018 N 23-МР)

Банком России подготовлены рекомендации по разработке эмитентами и управляющими компаниями, организаторами торговли, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, рейтинговыми агентствами порядка доступа к инсайдерской информации и правил охраны ее конфиденциальности

В указанный порядок Банк России рекомендует включать:

  • принципы организации процессов по обеспечению доступа к инсайдерской информации, ее сохранности и защиты;

  • перечень мер по обеспечению доступа, защиты и сохранности инсайдерской информации;

  • порядок ведения списка эмитентов, в отношении которых организацией получена инсайдерская информация и совершение операций в отношении финансовых инструментов которых в собственных интересах организации возможно, а также финансовых инструментов, в отношении которых организацией получена инсайдерская информация и совершение операций с которыми в собственных интересах организации возможно (лист наблюдения), списка эмитентов, в отношении которых организацией получена инсайдерская информация и совершение операций в отношении финансовых инструментов которых в собственных интересах организацией запрещено, а также финансовых инструментов, в отношении которых организацией получена инсайдерская информация и совершение операций с которыми в собственных интересах организацией запрещено (стоп-лист).

В Методических рекомендациях также приведены меры по обеспечению доступа к инсайдерской информации, ее защиты и сохранности (например, установление рабочих мест работников структурных подразделений, имеющих доступ к инсайдерской информации организации, в помещениях, отделенных друг от друга, а также от помещений, в которых находятся рабочие места работников иных структурных подразделений организации).

<Письмо> Банка России от 31.08.2018 N 015-55/6796
"О запросах арбитражных управляющих, касающихся предоставления сведений о владении должниками ценными бумагами"

За получением информации о должниках - владельцах ценных бумаг арбитражный управляющий вправе самостоятельно обратиться к регистраторам и депозитариям

Сообщается, что учет прав на ценные бумаги осуществляется держателем реестра (регистратором) в реестре владельцев ценных бумаг (ценные бумаги учитываются на лицевом счете в реестре), либо номинальным держателем (депозитарием) в его системе депозитарного учета (ценные бумаги учитываются на счете депо). Место учета прав на ценные бумаги определяется их владельцем самостоятельно.

При этом в случае учета ценных бумаг в депозитарии, регистратор не располагает информацией о владельцах таких ценных бумаг. Раскрытие информации о клиентах депозитариев осуществляется только в целях осуществления корпоративных действий (проведение общего собрания, выплата доходов по ценным бумагам).

Вместе с тем, существуют ценные бумаги, учет прав на которые не предусмотрен законодательством РФ, и сведениями в отношении них обладает только сам владелец ценных бумаг.

Банк России не располагает сведениями о наличии ценных бумаг в собственности того или иного лица, так как указанная информация не поступает в адрес Банка России (его территориальных учреждений) автоматически. Такие сведения могут быть получены Банком России только путем направления предписаний (запросов) организациям (регистраторам и депозитариям), осуществляющим учет прав на ценные бумаги.

Список регистраторов и депозитариев находится в открытом доступе и размещен на странице Банка России в сети Интернет по адресу: www.cbr.ru.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приказ ФАС России от 08.08.2018 N 1109/18
"Об утверждении методики расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и фиксированных ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, оказываемые организацией, владеющей подвижным составом"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2018 N 522248.

Обновлена методика расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава

Методикой определяются основные положения по расчету на период регулирования, начиная с 2019 года, ставок платы за услуги, связанные с арендой железнодорожного подвижного состава организациями, оказывающими услуги в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении дифференцированно по видам тяги.

Методикой установлены рекомендации по:

- формированию прогноза объемов транспортной работы и потребности в подвижном составе;

- расчету ставки платы за предоставление в пользование подвижного состава;

- расчету ставок платы за услуги по управлению и эксплуатации подвижного состава;

- расчету ставок платы за услуги по техническому обслуживанию подвижного состава собственности ОАО "РЖД";

- расчету ставок платы за услуги по сервисному обслуживанию тягового подвижного состава собственности ОАО "РЖД";

- расчету ставок платы за услуги по текущему ремонту подвижного состава собственности ОАО "РЖД";

- расчету ставок платы за услуги по капитальному ремонту подвижного состава.

Утратившим силу признается Приказ ФАС России от 24.12.2015 N 1302/15 "Об утверждении методики расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении" с внесенными в него изменениями.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

<Письмо> ФФОМС от 25.06.2018 N 6696/30-2/5564
"О направлении методических рекомендаций"

ФФОМС подготовлены методические рекомендации по взаимодействию участников ОМС при информационном сопровождении застрахованных лиц на всех этапах оказания им медицинской помощи

Участниками такого взаимодействия являются территориальный фонд ОМС, страховые медицинские организации и медицинские организации, осуществляющие деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на территории субъекта РФ.

Информационный обмен осуществляется на основе организованного территориальным фондом ОМС информационного ресурса, работающего в круглосуточном режиме и связанного с информационными системами персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах и сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам.

Регистрация и учет поступивших обращений граждан, результатов их рассмотрения осуществляется территориальным фондом ОМС и страховыми медицинскими организациями, в электронном журнале. В журнале подлежат регистрации обращения, поступающие в письменной форме или устной форме (на личном приеме, по телефону "Горячей линии").

Положения методических рекомендаций касаются порядка ведения электронного журнала, порядка взаимодействия участников при оказании застрахованным лицам услуг справочно-консультационного характера и при организации прохождения застрахованными лицами профилактических мероприятий, а также при информационном сопровождении застрахованных лиц при оказании им специализированной медицинской помощи в плановом порядке.

Согласно методическим рекомендациям, сведения о выписанных направлениях на оказание специализированной помощи ежедневно передаются медицинской организацией, оказывающей первичную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях, в электронном виде в единый информационный ресурс (в письме приведен перечень передаваемых сведений). Номер направления должен быть уникальным в пределах субъекта РФ. Медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях, осуществляет автоматизированный учет застрахованных лиц, поступивших на госпитализацию по направлениям, а также отказавшихся от госпитализации явочным порядком, а также направляет в единый информационный ресурс сведения о фактах госпитализации. Страховой представитель на основании сведений, внесенных в информационный ресурс осуществляет мониторинг очередности и доступности специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, своевременности и профильности плановой госпитализации.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Приказ МВД России от 26.06.2018 N 399
"Об утверждении Правил государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, образца бланка свидетельства о регистрации транспортного средства и признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельных положений нормативных правовых актов МВД России"
Зарегистрировано в Минюсте России 25.09.2018 N 52240.

Правила госрегистрации автотранспорта приведены в соответствие с изменениями законодательства, связанными с введением электронных ПТС

Обновленными Правилами государственной регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, в частности, определяется порядок совершения регистрационных действий с транспортными средствами при наличии оформленных электронных паспортов транспортных средств, уточняется алгоритм деятельности регистрационных подразделений ГИБДД МВД России при прекращении (аннулировании) регистрации транспортного средства.

Так, устанавливается, что паспорт транспортного средства (в том числе взамен утраченного) на зарегистрированное в установленном порядке автотранспортное средство выдается только в случае, если в отношении данного транспортного средства ранее не выдавался электронный паспорт.

Кроме того, приводятся обновленные формы документов, используемых при регистрации автомототранспортных средств - акт осмотра группы транспортных средств и бланк свидетельства о регистрации транспортного средства.

Утратившим силу признается Приказ МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" с внесенными в него изменениями и дополнениями.

ПРАВОСУДИЕ

Обзор судебной практики Арбитражного суда Дальневосточного округа за первый квартал 2018 года (утв. постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.05.2018 N 10)

Арбитражным судом Дальневосточного округа подготовлен обзор судебной практики за I квартал 2018 года

В обзоре отражены позиции судов при рассмотрении споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, а также из административных правоотношений.

Приводятся, в частности, следующие выводы:

  • отсутствие в претензии, направленной в целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, указания на конкретный размер убытков не является основанием для оставления иска без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ в связи с несоблюдением истцом претензионного или иного досудебного порядка урегулирования спора;

  • взимание платы за услуги в области воздушного транспорта, включенные в утвержденный перечень услуг, осуществляется по единым правилам на основании зарегистрированных тарифов. Порядок формирования тарифов за услуги не зависит от типа сооружения (аэропорт, аэродром, посадочная площадка);

  • нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность лица обосновать цель истребования градостроительного плана, а также предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица;

  • законодательно установленный запрет на движение крупногабаритных транспортных средств при перевозке делимого груза не может распространяться на крупногабаритное транспортное средство, осуществляющее порожний перегон;

  • рыбопродукция, в отношении которой произведены операции по глубокой заморозке на российском судне, выловленная в Мировом океане иностранными судами, за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации, не является товаром Таможенного союза.