Новое в Федеральном законодательстве

27.04.2018

Выпуск от 27.04.2018

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк
системы
КонсультантПлюс 27 апреля 2018 г.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 24.04.2018 N 498
"О внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 января 2017 г. N 9"

С 1 июня 2018 года Минпромторг России будет выдавать заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ

Установлено, что подтверждением соответствия товаров требованиям к промышленной продукции, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ, предусмотренным приложением к Постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации", является заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ, выданное Минпромторгом России.

Настоящее постановление вступает в силу с 1 июня 2018 года и применяется к правоотношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после дня его вступления в силу.

Постановление Правительства РФ от 24.04.2018 N 501
"О внесении изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"

Роспотребнадзор уполномочен устанавливать перечень тонизирующих веществ, которые не могут содержаться в алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 15 процентов при ее производстве и обороте (кроме экспорта)

Соответствующие изменения внесены в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322).

<Письмо> Минстроя России от 12.04.2018 N 14819-АБ/08
<О применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области>

По мнению Минстроя России, обязательность применения классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области в сфере регулирования градостроительной деятельности не установлена

В соответствии с Положением о разработке, ведении, изменении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.11.2003 N 677), их применение является обязательным при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией и в других случаях, установленных законодательством. Классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. Обязательность применения таких классификаторов в сфере регулирования градостроительной деятельности не установлена.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона N 451522-7
"О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации"

В Госдуму внесен депутатский законопроект о расширении возможностей наследодателей за счет введения совместных завещаний и наследственных договоров

Согласно законопроекту совместное завещание супругов совершается гражданами, состоящими между собой в момент его совершения в зарегистрированном браке. В нем супруги вправе по своему обоюдному усмотрению определить следующие последствия смерти каждого из них, в том числе наступившей одновременно: завещать общее имущество супругов, а равно имущество каждого из них любым лицам, любым образом определить доли наследников в указанных наследственных массах, определить имущество, входящее в наследственную массу каждого из супругов, если такое определение не нарушает прав третьих лиц, лишить наследства одного, нескольких или всех наследников по закону, не указывая причин такого лишения, и включить в завещание иные завещательные распоряжения. Совместное завещание супругов утрачивает свою силу в случаях прекращения брака или признания брака недействительным как до, так и после смерти одного из супругов. Один из супругов вправе совершить последующее завещание, отменяющее полностью или в части условия совместного завещания, в любое время.

Уточняется, что распорядиться имуществом на случай смерти можно также путем заключения наследственного договора, к которому применяются правила Гражданского кодекса РФ о завещании, если иное не вытекает из существа наследственного договора. Наследодатель вправе заключить с любым из лиц, которые могут призываться к наследованию, наследственный договор, условия которого определяют круг наследников и порядок перехода прав на имущество наследодателя после его смерти к сторонам договора или к третьим лицам, которые могут призываться к наследованию.

После смерти наследодателя требовать исполнения обязанностей, установленных наследственным договором, могут наследники, душеприказчик, пережившие наследодателя стороны наследственного договора, а также нотариус, который ведет наследственное дело, в период исполнения им своих обязанностей по охране и управления наследственным имуществом до выдачи свидетельства о праве наследования. Наследственный договор должен быть подписан каждой из сторон наследственного договора и подлежит нотариальному удостоверению.

Наследодатель вправе заключить один или несколько наследственных договоров с одним или несколькими лицами, которые могут призываться к наследованию.

Наследодатель вправе в любое время совершить завещание, отменяющее условия договора полностью или в части, предварительно совершив односторонний отказ от наследственного договора путем направления уведомления о такой отмене всем сторонам наследственного договора через нотариуса.

Наследственный договор может быть оспорен при жизни наследодателя по иску стороны наследственного договора, а после открытия наследства - по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим наследственным договором.

При удостоверении совместного завещания супругов и наследственного договора нотариус обязан осуществлять видеофиксацию процедуры совершения совместного завещания и наследственного договора, если супруги (стороны) не заявили возражение против этого.

Закреплено также, что в случае смерти одного из супругов пережившему супругу принадлежит доля в праве на общее имущество супругов, равная одной второй, если иной размер доли не был определен брачным договором, совместным завещанием супругов, наследственным договором или решением суда.

ЖИЛИЩЕ

Постановление Правительства РФ от 24.04.2018 N 497
"Об установлении требований к российским кредитным организациям, в которых может быть открыт специальный счет, и внесении изменений в Положение о проведении конкурса по отбору российских кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором"

Специальный счет, предназначенный для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, может быть открыт в российских кредитных организациях, соответствующих определенным требованиям

Такими требованиями являются:

- наличие кредитного рейтинга не ниже уровня A+ (RU) по национальной рейтинговой шкале Аналитического кредитного рейтингового агентства и (или) кредитного рейтинга не ниже уровня "ruА+" по национальной рейтинговой шкале для РФ кредитного рейтингового агентства "Эксперт РА";

- размер собственных средств (капитала) должен быть не менее 250 млрд. рублей по имеющейся в Банке России отчетности.

Приказ Минстроя России от 06.04.2018 N 213/пр
"Об утверждении Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы"

Минстроем России подготовлены рекомендации о порядке расчета размера платы за содержание жилого помещения

Размер платы за содержание жилого помещения предлагается определять как сумму платы за услуги и работы по управлению домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества и потребленные при использовании и содержании общего имущества коммунальные ресурсы

Размер платы за содержание жилого помещения рекомендуется определять по типам многоквартирных домов посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, общими собраниями собственников помещений в однотипных многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта РФ, в составе которого находится муниципальное образование, действующих на момент осуществления расчета (определения) размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме и не предусматривающих дополнительных работ и услуг.

При осуществлении расчета (определении) средних значений размеров платы рекомендуется использовать информацию о принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решениях об утверждении платы за содержание жилого помещения исходя из Минимального перечня и не предусматривающих дополнительных работ и услуг, размещенную в ГИС ЖКХ, а при ее отсутствии - информацию, хранящуюся в органе государственного жилищного надзора субъекта РФ, посредством обращения в такой орган.

Среднее значение размеров платы в отношении каждого типа многоквартирных домов рекомендуется определять как отношение суммы размеров платы за содержание жилого помещения в однотипных жилых домах к количеству таких многоквартирных домов, принятому для расчета.

Предельный индекс изменения размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения рекомендуется определять равным индексу потребительских цен.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Постановление ПФ РФ от 12.02.2018 N 49п
"Об утверждении Порядка признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам и их списания"
Зарегистрировано в Минюсте России 24.04.2018 N 50878.

ПФР утвердил процедуру признания безнадежными к взысканию сумм недоимки по страховым взносам, числящихся на 1 января 2017 года

Речь идет о суммах недоимки по страховым взносам на ОПС И ОМС, а также взносам, уплачиваемым организациями угольной промышленности и организациями, использующими труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, на выплату доплаты к пенсии, задолженности по пеням и штрафам, числящихся за плательщиками страховых взносов по состоянию на 1 января 2017 года.

Соответствующие суммы признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию в связи с истечением срока их взыскания и отсутствием акта суда, в соответствии с которым утрачена возможность их взыскания.

Территориальные органы ПФР принимают решение о списании при наличии оснований, подтвержденных документами (это в том числе справка о принятых мерах по обеспечению взыскания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, справка о суммах недоимки и задолженности).

Документы направляются на рассмотрение комиссии, созданной территориальными органами ПФР на постоянной основе.

Срок рассмотрения документов не должен превышать трех рабочих дней.

Приказ ФНС России от 13.04.2018 N ММВ-7-8/217@
"О внесении изменений и дополнений в Приказ ФНС России от 29.12.2016 N ММВ-7-1/736@"

Уточнен перечень источников доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, закрепленных за территориальными налоговыми органами

Исключены отдельные позиции и включены новые в перечень источников доходов, администрируемых территориальными органами, осуществляющими полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Приказ ФНС России от 13.04.2018 N ММВ-7-8/218@
"О внесении изменений и дополнений в Приказ ФНС России от 10.11.2017 N ММВ-7-22/847@"

Скорректированы перечни КБК источников доходов федерального бюджета, закрепленные за территориальными налоговыми органами

Внесены изменения в Приказ ФНС России "Об осуществлении бюджетных полномочий главного администратора доходов федерального бюджета...".

Дополнен новыми позициями перечень источников доходов, предусмотренный приложением N 1 к названному приказу (включены КБК от уплаты налога на прибыль при выполнении Соглашений о разработке месторождений нефти и газа).

Также исключены некоторые позиции в перечне источников доходов федерального бюджета, предусмотренные приложением N 2.

Информационное сообщение Минфина России от 25.04.2018 N ИС-аудит-22
<О требованиях к аудиторам в отношении противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма>

Аудиторы обязаны сообщать в Росфинмониторинг о подозрительных операциях клиентов

Аудитор при оказании аудиторских услуг при наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, обязан уведомить об этом Росфинмониторинг.

Формат представления информации определен Инструкцией, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. N 110.

Отмечено, что факт уведомления аудитором Росфинмониторинга не является нарушением аудиторской тайны и не подлежит разглашению аудитором.

Для взаимодействия с Росфинмониторингом, а также реализации своих прав и обязанностей аудитор должен использовать информационный ресурс - личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга.

Проект Федерального закона N 451536-7 "О внесении изменений в статьи 333.28 и 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Госпошлина на выдачу загранпаспорта нового поколения может быть увеличена до 5000 рублей

На рассмотрение в Госдуму поступил законопроект, предусматривающий изменения в НК РФ по вопросам взимания госпошлин.

Так, в частности, размер госпошлины за выдачу загранпаспорта нового поколения предлагается увеличить с 3500 до 5000 рублей, для детей до 14 лет - с 1500 до 2500 рублей.

Также предлагается изменить госпошлины за регистрацию транспортных средств и совершение иных регистрационных действий.

Например, за выдачу свидетельства о регистрации транспортного средства на пластиковой основе нового поколения госпошлина составит 1500 рублей.

За выдачу национального водительского удостоверения на пластиковой основе нового поколения предлагается взимать госпошлину в размере 3000 рублей.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

"Рекомендации по исполнению лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"
(утв. Росфинмониторингом)

Юрлицам и ИП, осуществляющим деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг, даны рекомендации по соблюдению требований законодательства в целях ПОД/ФТ

Указанные лица, которые готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций, обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В связи с этим им необходимо:

  • разработать правила внутреннего контроля (ПВК);

  • назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля;

  • осуществлять идентификацию клиента (лицо, находящееся на обслуживании);

  • документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации ПВК, и сохранять ее конфиденциальный характер;

  • уведомлять Росфинмониторинг о подозрительных операциях не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем их выявления в соответствии с приведенным порядком;

  • хранить полученные документы и сведения не менее пяти лет со дня прекращения отношений с клиентом.

В целях выявления среди своих клиентов лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также организации работы по представлению в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях необходимо подключиться к Личному кабинету.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Проект Федерального закона
"О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных"

Минкомсвязь России предлагает законодательно закрепить право отказа лица от предоставления согласия на обработку его персональных данных

Речь идет о случаях, когда указанные в согласии цели обработки персональных данных не соответствуют заявленным на этапе их сбора целям взаимодействия субъекта персональных данных с оператором.

Также предлагается закрепить право субъекта персональных данных в определенных случаях, не предусматривающих обязанность получения согласия, вносить изменения в согласие на обработку персональных данных в части изменения целей, объема обрабатываемых данных и условий их обработки.

Кроме того, обработку биометрических персональных данных лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, предлагается осуществлять с согласия в письменной форме его законного представителя.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Указ Президента РФ от 25.04.2018 N 174
"Об утверждении Основ государственной пограничной политики Российской Федерации"

Определены основные задачи и направления реализации государственной пограничной политики РФ

Согласно утвержденным Основам государственная пограничная политика представляет собой совокупность правовых, политических, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер, реализуемых субъектами государственной пограничной политики в сфере защиты национальных интересов в пограничном пространстве Российской Федерации. Государственная пограничная политика осуществляется в пограничном пространстве, включающем в себя государственную границу и приграничную территорию РФ, подводную среду и воздушное пространство РФ, а также исключительную экономическую зону, континентальный шельф РФ, другие морские пространства, в пределах которых Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию.

Основными направлениями реализации государственной пограничной политики являются:

  • дальнейшее развитие системы обеспечения национальной безопасности в пограничном пространстве;

  • обустройство государственной границы;

  • создание условий, способствующих социально-экономическому развитию приграничной территории;

  • международно-правовое оформление государственной границы с сопредельными государствами и разграничение морских пространств;

  • совершенствование межгосударственного пограничного сотрудничества и развитие взаимодействия пограничных структур государств - участников СНГ на внешних границах.

<Письмо> МВД России от 11.04.2018 N 3/187703731483
"О рассмотрении обращения"

МВД России разъяснены условия, при которых возможно внесение изменений в регистрационные данные транспортных средств с измененной маркировкой

Указывается, в частности, что внесение изменений допускается в случае изменения маркировки транспортного средства в результате коррозии, ремонта и (или) после возвращения ТС собственнику или владельцу ТС после хищения. Внесение изменений производится в указанных случаях на основании заявления владельца ТС и копии постановления органов, осуществляющих предварительное расследование, с предоставлением заверенной копии справки об исследовании или заключения экспертизы, содержащих результаты исследования, на основании которых было идентифицировано ТС. В случае уничтожения маркировки регистрационные действия с ТС не производятся.

В случае устранения причин для прекращения регистрации, восстановление учета ТС производится по месту обращения владельца ТС. В иных случаях при условии соответствия ТС требованиям безопасности регистрационный учет восстанавливается на основании судебного решения.

При этом подтверждение соответствия ТС установленным требованиям по безопасности не отменяет требования к его идентификации. Подтверждение соответствия установленным требованиям безопасности возможно только в отношении ТС, соответствующего требованиям технического регламента и имеющего нанесенный организацией-изготовителем идентификационный номер, позволяющий его идентифицировать. Положениями законодательства допускается восстановление регистрационного учета ТС на основании судебных решений, при условии их соответствия установленным требованиям безопасности дорожного движения и возможности их идентификации.

Решение о возможности проведения заявленного регистрационного действия либо об отказе в его проведении принимается уполномоченным лицом Госавтоинспекции в ходе проведения конкретного регистрационного действия.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Постановление Конституционного Суда РФ от 25.04.2018 N 17-П
"По делу о проверке конституционности пункта 2 примечаний к статье 264 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Ивановского областного суда"

Неконституционные аспекты правового регулирования ответственности за нарушение ПДД, совершенное лицом, управлявшим транспортным средством и скрывшимся с места ДТП, должны быть устранены законодателем не позднее чем через год

Конституционный Суд РФ признал не соответствующим Конституции РФ пункт 2 примечаний к статье 264 УК РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он ставит лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе в состоянии опьянения, если оно совершило нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности предусмотренные статьей 264 УК РФ тяжкие последствия, и скрылось с места дорожно-транспортного происшествия, в преимущественное положение - с точки зрения последствий своего поведения - по сравнению с лицами, указанными в пункте 2 примечаний к данной статье, т.е. управлявшими транспортными средствами и оставшимися на месте дорожно-транспортного происшествия, в отношении которых факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ надлежащим образом установлен либо которые не выполнили законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.

Установление состояния опьянения на момент управления транспортным средством исключительно по результатам освидетельствования или судебной экспертизы интерпретируется в правоприменительной практике как относящееся ко всем специальным субъектам преступлений, предусмотренных частями второй, четвертой и шестой статьи 264 УК РФ, включая тех, кто покинул место дорожно-транспортного происшествия до прибытия уполномоченного должностного лица. В результате управлявшие транспортными средствами лица, оставшиеся на месте дорожно-транспортного происшествия в соответствии с правилами дорожного движения (в отношении которых факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ надлежащим образом установлен либо которые не выполнили законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения), оказываются в неравном (худшем) положении по сравнению с лицами, скрывшимися с места дорожно-транспортного происшествия, в отношении которых возможность подтвердить состояние опьянения на момент совершения преступления в соответствии с пунктом 2 примечаний к данной статье, по сути, утрачивается. Такое законодательное регулирование не отвечает цели эффективного уголовно-правового противодействия преступлениям, предусмотренным частями второй, четвертой и шестой статьи 264 УК РФ, совершенным лицами, управлявшими транспортными средствами, в том числе в состоянии опьянения, и скрывшимися с места дорожно-транспортного происшествия.

Расширительное же толкование пункта 2 примечаний к статье 264 УК РФ, как приравнивающего само по себе оставление лицом, управлявшим транспортным средством, в том числе в состоянии опьянения, места дорожно-транспортного происшествия к отказу от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, недопустимо в силу требований принципа nullum crimen, nulla poena sine lege (нет преступления, нет наказания без указания на то в законе), а также принципа презумпции невиновности.

Не конкретизировав уголовно-правовое значение такого противоправного поведения, а также исключив возможность установить факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ лицом, управлявшим транспортным средством, в целях применения частей второй, четвертой и шестой статьи 264 УК РФ иными способами, федеральный законодатель тем самым ввел в правовое регулирование норму, направленную на усиление ответственности за соответствующие преступления, но при этом не учитывающую нормативные условия (пределы) ее применения к лицам, управлявшим транспортными средствами, в том числе в состоянии опьянения, и скрывшимся с места дорожно-транспортного происшествия.

Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование ответственности за нарушение правил дорожного движения, совершенное лицом, управлявшим транспортным средством, необходимые изменения, вытекающие из настоящего Постановления, не позднее чем через год после вступления настоящего Постановления в силу.

Впредь до внесения федеральным законодателем в правовое регулирование ответственности за нарушение правил дорожного движения, совершенное лицом, управлявшим транспортным средством, изменений, вытекающих из настоящего Постановления, сохраняет силу действующий порядок применения пункта 2 примечаний к статье 264 УК РФ.

Если до установленного настоящим Постановлением срока федеральный законодатель не внесет в правовое регулирование ответственности за нарушение правил дорожного движения, совершенное лицом, управлявшим транспортным средством, необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, пункт 2 примечаний к статье 264 УК РФ утрачивает силу.