Новое в Федеральном законодательстве

25.04.2017

Выпуск от 25.04.2017

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк                                                                                
системы КонсультантПлюс 25 апреля 2017 г.


ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Указ Президента РФ от 23.04.2017 N 181

"О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313"

Минюст России уполномочен устанавливать требования к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса (по согласованию с заинтересованными федеральными органами власти)

Кроме того, на Минюст России возложены полномочия:

- по утверждению порядка заполнения формы удостоверения адвоката;

- по определению порядка ведения государственного реестра экспертов-техников;

- по осуществлению нормативно-правового регулирования деятельности судебно-экспертных учреждений Минюста России.

Распоряжение Правительства РФ от 17.04.2017 N 719-р

<Об утверждении комплекса мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли>

Правительством РФ утвержден комплекс мер по поддержке развития негосударственных организаций в сфере книготорговли

Такими мерами, в частности, являются:

- создание условий для отнесения субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе осуществляющих торговлю книгами и печатными СМИ в специализированных магазинах и павильонах, к субъектам социального предпринимательства;

- принятие региональных программ поддержки и развития чтения;

- достижение и превышение в муниципальных образованиях субъектов РФ норматива минимальной обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов (киосков и павильонов) со специализацией "Печатная продукция";

- проведение книжных конкурсов;

- организация и проведение мероприятий, направленных на популяризацию чтения в печатном и электронном виде.

Приказ Минкультуры России от 17.04.2017 N 580

"Об утверждении перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, а также Порядка ведения перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельных видов государственного контроля (надзора), отнесенных к компетенции Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов"

Минкультуры России обновлены перечни актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении контроля (надзора)

В указанные перечни включены акты:

- за соблюдением законодательства об авторском праве и смежных правах;

- за деятельностью аккредитованных государством организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами;

- за соблюдением лицензиатами лицензионных требований при осуществлении деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ;

- за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального значения;

- за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма;

- в отношении культурных ценностей, перемешенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории РФ, а также за сохранностью перемешенных культурных ценностей и их учетом;

- за соблюдением особого режима хранения и использования национального библиотечного фонда;

- за состоянием Музейного фонда России и деятельностью негосударственных музеев в РФ.

Признан утратившим силу приказ Минкультуры России от 30.01.2017 N 80, которым были утверждены ранее действовавшие перечни указанных актов.

Разъяснение Росаккредитации от 21.04.2017

"О законных основаниях для отказа эксперта по аккредитации и технического эксперта от оказания государственной услуги"

Росаккредитацией приведен исчерпывающий перечень причин для отказа экспертов от проведения экспертиз

Сообщается, что одной из причин отказа является исполнение экспертом государственных или общественных обязанностей в соответствии с федеральными законами. Конкретный перечень государственных и общественных обязанностей Трудовым кодексом РФ не предусмотрен, но к общеустановленным обязанностям можно отнести:

  • явку в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру, налоговую инспекцию или суд в качестве свидетеля, потерпевшего и его законного представителя, эксперта, специалиста, переводчика, понятого, присяжного заседателя;

  • исполнение воинских обязанностей, в том числе вызов в военкомат, медицинское освидетельствование, военные сборы и т.п.;

  • исполнение обязанностей зарегистрированного кандидата на замещаемую выборную должность в органе государственной власти или местного самоуправления;

  • исполнение обязанностей члена избирательной комиссии или комиссии референдума для участия в подготовке и проведении выборов, референдума;

  • участие в деятельности профсоюзных организаций и комиссий по трудовым спорам;

  • деятельность в качестве добровольных пожарных;

  • донорство.

Росаккредитация будет учитывать отказы экспертов от проведения экспертиз в качестве правомерных только по причинам, указанным выше, с приложением соответствующих подтверждающих документов.

В приложении к разъяснениям приведена примерная форма заявления об отказе от проведения экспертизы соответствия лица, претендующего на получение аккредитации (или аккредитованного лица), критериям аккредитации.

<Информация> Росаккредитации от 20.04.2017

<Об электронном сервисе прекращения деклараций о соответствии заявителями>

Росаккредитацией разъяснен порядок прекращения в электронном виде действия декларации о соответствии

Сообщается, в частности, что 20 апреля 2017 года на сайте Росаккредитации начал работать электронный сервис прекращения декларации о соответствии. Услуга предоставляется бесплатно.

Для прекращения действия декларации о соответствии через Сервис (http://srd.fsa.gov.ru/landing/) необходимо:

  • авторизоваться через Единый портал государственных и муниципальных услуг (https://esia.gosuslugi.ru) как индивидуальный предприниматель или юридическое лицо;

  • выполнить поиск ранее зарегистрированной декларации о соответствии, действие которой необходимо прекратить. Поиск осуществляется по регистрационному номеру декларации и дате начала действия;

  • внести сведения о прекращении действия декларации;

  • подписать сведения о прекращении действия квалифицированной электронной подписью. Сертификат квалифицированной электронной подписи можно получить в любом аккредитованном удостоверяющем центре.

Для подписания сведений используется плагин, который можно скачать на стартовой странице Сервиса (http://srd.fsa.gov.ru/landing/).

Перед началом работы с Сервисом электронной регистрации деклараций необходимо ознакомиться с Руководством пользователя на стартовой странице Сервиса (http://srd.fsa.gov.ru/landing/).

Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2017 г. N 197"

Минтрудом России предложены дополнительные критерии понижения или повышения категории риска деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Проектом предусматривается дополнение Критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска положениями, предусматривающими:

- понижение категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, до следующей категории риска, при отсутствии:

  • случаев травматизма,

  • факта наличия задолженности по заработной плате за предшествующий год,

  • назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда;

- повышение категории риска до категории высокого - при наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством (за исключением несчастных случаев, происшедших по вине третьих лиц), за 3 года, предшествующих текущему.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Определение Конституционного Суда РФ от 04.04.2017 N 716-О

"По жалобе гражданина Буданова Андрея Васильевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 19 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"

В случае причинения вреда транспортному средству потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие ущерба вправе рассчитывать на возмещение разницы за счет причинителя вреда

Конституционным Судом РФ подтверждены выводы, изложенные им в ранее вынесенном постановлении от 10.03.2017 N 6-П.

Суд отметил, что в контексте конституционно-правового предназначения статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 ГК РФ Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", как регулирующий иные - страховые - отношения, и основанная на нем Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства не могут рассматриваться в качестве нормативно установленного исключения из общего правила об определении размера убытков в рамках деликтных обязательств и, таким образом, не препятствуют учету полной стоимости новых деталей, узлов и агрегатов при определении размера убытков, подлежащих возмещению лицом, причинившим вред.

Данные правовые позиции Конституционного Суда РФ носят общий характер и распространяются на все предусмотренные пунктом 15 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" формы возмещения вреда, в том числе и на возмещение вреда, осуществляемое путем выдачи и организации оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего на станции технического обслуживания.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 28.03.2017 N 318н

"Об утверждении профессионального стандарта "Слесарь-монтажник судовой"

Зарегистрировано в Минюсте России 18.04.2017 N 46417.

Обновлен профессиональный стандарт для судовых слесарей-монтажников

Основной целью деятельности данных специалистов является обеспечение соответствия характеристик монтируемых механизмов, арматуры, аппаратуры, оборудования, трубопроводов, систем и агрегатов судов и плавучих конструкций проектным и паспортным требованиям.

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:

- выполнение простых подготовительных, вспомогательных и слесарных операций при демонтаже и установке неответственных деталей и работ по консервации и расконсервации арматуры, трубопроводов и неответственных деталей судовых машин и механизмов;

- выполнение простых типовых слесарных операций при сборке, монтаже, ремонте и обслуживании механизмов судов, плавучих конструкций и их составных частей;

- выполнение слесарных операций средней сложности при сборке, монтаже, ремонте и обслуживании механизмов судов, плавучих конструкций и их составных частей;

- выполнение сложных типовых слесарных операций при сборке, монтаже, ремонте и обслуживании механизмов судов, плавучих конструкций и их составных частей;

- выполнение слесарных операций высокой сложности при сборке, монтаже, ремонте и обслуживании механизмов судов, плавучих конструкций и их составных частей;

- выполнение особо сложных типовых слесарных операций при сборке, монтаже, ремонте и обслуживании механизмов судов, плавучих конструкций и их составных частей.

Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.

Признан утратившим силу Приказ Минтруда от 08.12.2014 N 982н, которым был утвержден ранее действовавший профстандарт для данной профессии.

"Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев"

(утв. Рострудом)

Рострудом разработаны методические рекомендации, направленные на оказание помощи государственному инспектору труда при проведении расследования несчастных случаев

Методические рекомендации состоят из 9 разделов, включающих, в числе прочего, общие вопросы организации расследования несчастного случая, порядок проведения расследования несчастного случая, порядок оформления его результатов, правила выявления сокрытых несчастных случаев, порядок составления отчетности.

В приложениях к методическим рекомендациям приводится форма карточки учета несчастного случая, а также анкета расследования.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Письмо ФНС России от 19.04.2017 N БС-4-11/7510@

ФНС России разъяснила, как заполнить расчет 6-НДФЛ в случае выплаты работнику премии за производственные результаты

Датой фактического получения дохода в виде премий, являющихся составной частью оплаты труда и выплачиваемых в соответствии с трудовым договором, признается последний день месяца, за который был начислен указанный доход (напомним, что в отношении премий, не относящихся к оплате труда, такой датой является день выплаты премии, см. письмо Минфина России от 04.04.2017 N 03-04-07/19708).

Если премия за производственные результаты выплачена по итогам работы за февраль 2017 года на основании соответствующего приказа, например, от 06.03.2017, то в расчете 6-НДФЛ следует отразить:

  • в разделе 1 по строкам 020, 040, 070 - соответствующие суммовые показатели; по строке 060 - количество физических лиц, получивших доход;

  • в разделе 2 по строке 100 указывается 28.02.2017; по строке 110 - 06.03.2017; по строке 120 - 07.03.2017; по строкам 130, 140 - соответствующие суммовые показатели.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 19.04.2017 N 464

"О создании территории опережающего социально-экономического развития "Николаевск"

На территориях отдельных поселений Хабаровского края будет создана территория опережающего социально-экономического развития "Николаевск"

ТОР "Николаевск" будет располагаться на территориях городского поселения "Город Николаевск-на-Амуре", городского поселения "Рабочий поселок Многовершинный", Иннокентьевского сельского поселения, Красносельского сельского поселения, Оремифского сельского поселения, Члянского сельского поселения Николаевского муниципального района Хабаровского края.

Постановлением определены границы ТОР "Николаевск", виды экономической деятельности, которые допускаются при реализации инвестиционных проектов на этой территории, минимальный объем капитальных вложений резидентов.

Постановление Правительства РФ от 20.04.2017 N 481

"О создании территории опережающего социально-экономического развития "Саров"

На территории ЗАТО город Саров (Нижегородская область) будет создана территория опережающего социально-экономического развития "Саров"

Постановлением определены границы ТОР "Саров", виды экономической деятельности, которые допускаются при реализации инвестиционных проектов на этой территории, минимальный объем капитальных вложений резидентов.

<Информация> Росприроднадзора от 19.04.2017

<Информация по вопросам образовавшейся переплаты по НВОС>

Росприроднадзором разъяснен порядок действий плательщиков в случае переплаты за негативное воздействие на окружающую среду

Сообщается, что в настоящее время порядок возврата излишне уплаченных денежных средств за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) действующим законодательством не установлен.

Для подтверждения излишне уплаченных сумм необходимо провести сверку расчетов по плате за НВОС. Данная сверка будет проводиться в рамках рассмотрения Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 г., по результатам которой будет составлен акт. Согласно Постановлению Правительства РФ от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" контроль за исчислением платы осуществляется администратором платы в течение 9 месяцев со дня приема декларации о плате.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Распоряжение Правительства РФ от 20.04.2017 N 764-р

<Об утверждении перечня видов водных биологических ресурсов в определенных районах добычи (вылова), в отношении которых предоставляются права на добычу (вылов), а также выделена квота на инвестиционные цели>

Утвержден перечень видов водных биоресурсов, в отношении которых предоставляются права на вылов в определенных районах, а также выделена квота на инвестиционные цели

В перечень включены треска, пикша, минтай, тихоокеанская сельдь, терпуг, командорский кальмар, макрурус, навага, палтусы черный и белокорый. В отношении каждого вида определены рыбохозяйственные бассейны, зоны или подзоны их вылова.

Также в перечень включены крабы камчатский, синий, равношипый и крабы-стригуны (опилио, бэрди). Указанные позиции действуют с 1 января 2018 года.

<Письмо> Росприроднадзора от 20.04.2017 N АС-03-04-36/8244

"О применении перечней объектов НВОС при постановке на государственный учет"

При рассмотрении заявок о постановке объектов НВОС на государственный учет необходимо руководствоваться утвержденными Правительством РФ критериями определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

Росприроднавдзор указывает, что в соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426, уполномоченным органом на утверждение перечней объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является Минприроды России. Однако перечни объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденные Приказами Минприроды России, составлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю", которое утратило силу.

В настоящий момент действующим являются критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, установленные Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору". В связи с тем, что Приказы Минприроды России имеют меньшую юридическую силу, чем Постановления Правительства РФ, Росприроднадзор полагает целесообразным руководствоваться утвержденными Правительством РФ критериями.

Сообщается, кроме того, что перечни объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, утвержденные приказами Минприроды России, планируется актуализировать на основании данных государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Проект Федерального закона

"О внесении изменений в статью 16.4 Федерального закона "Об охране окружающей среды"

Минприроды России предлагает закрепить 3 варианта определения размера авансового платежа за негативное воздействие на окружающую среду

Действующий порядок расчета ежеквартальных авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду (в размере 1/4 суммы платы за предыдущий год) допускает случаи возникновения у субъектов хозяйственной деятельности существенных переплат.

В этой связи для лиц, обязанных вносить авансовые платежи за негативное воздействие на окружающую среду, проектом предусматриваются еще два варианта расчета такого платежа:

  • в размере 1/4 части суммы платы, исчисленной исходя из установленных нормативов допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, временно согласованных выбросов, временно согласованных сбросов и лимитов на размещение отходов производства и потребления;

  • в размере, равном сумме платы, исчисленной за фактически оказанное негативное воздействие на окружающую среду в прошедшем квартале на основе данных производственного экологического контроля.

Выбранный способ расчета платежа на будущий год необходимо будет указать в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

ПРАВОСУДИЕ

Решение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017

"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2017 года"

Конституционным Судом РФ проведен анализ наиболее важных решений, принятых им в первом квартале 2017 года

В Обзоре приводятся решения по конституционным основам:

  • публичного права (в частности, Конституционный Суд РФ разрешил вопрос о возможности исполнения в соответствии с Конституцией РФ постановления ЕСПЧ от 31 июля 2014 года по делу "ОАО "Нефтяная компания "ЮКОС" против России", а также дал оценку конституционности положения пункта 13 части 1 статьи 13 Федерального закона "О полиции", отдельных положений Налогового кодекса РФ и Гражданского кодекса РФ);

  • трудового законодательства и социальной защиты (в том числе, выявлен смысл положений части 1 статьи 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты труда судей Российской Федерации, а также признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации");

  • частного права (в частности, дана оценка конституционности статьи 15, пункта 1 статьи 1064, статьи 1072 и пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ);

  • уголовной юстиции (в числе прочего дана оценка конституционности положений пункта 3 части первой статьи 24, пункта 1 статьи 254 и части восьмой статьи 302 Уголовно-процессуального кодекса РФ).