Новое в Федеральном законодательстве

24.07.2018

Выпуск от 24.07.2018

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк
системы
КонсультантПлюс 24 июля 2018 г.


ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Проект Федерального закона N 376669-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и статью 19 Федерального закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" (текст ко второму чтению)

Ко второму чтению подготовлен законопроект, направленный на усовершенствование системы проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Законопроектом предлагается установить полномочия высших исполнительных органов власти субъектов РФ по определению видов регионального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход, а также установить критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.

Также предлагается исключить из числа проверок, информация о которых вносится в единый реестр проверок, внеплановые проверки, проводимые в связи с поступлением заявлений о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий.

Кроме того:

  • уточняются правовые основы осуществления федерального государственного контроля (надзора) и регионального государственного контроля (надзора);

  • устанавливается, что положениями о видах федерального государственного контроля (надзора) может быть предусмотрено использование органами государственного контроля (надзора) индикаторов риска нарушения обязательных требований как основание для проведения внеплановых проверок;

  • уточняются случаи, когда при осуществлении лицензионного контроля за конкретным видом деятельности плановые проверки могут не проводиться.

Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (утв. президиумом Арбитражного суда Дальневосточного округа 29.06.2017, с изменениями, утвержденными постановлением Президиума Арбитражного суда Дальневосточного округа от 13.07.2018 N 13)

Президиумом Арбитражного суда Дальневосточного округа обобщены позиции по проблемным вопросам применения законодательства о закупках

Отмечается, в частности, следующее:

- установление в закупочной документации противоречивых и неизмеряемых требований к участникам, нарушение положений законодательства о минимально допустимых сроках заключения договора приводит к необоснованному ограничению допуска к участию в закупке и нарушению Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

- установление в закупочной документации специального требования к предмету закупки (конкретизирующего характеристики требуемого специфического товара) не может рассматриваться как ненадлежащее исполнение заказчиком своих обязанностей и как ограничение доступа к участию в закупке;

- при наличии обстоятельств, объективно подтверждающих потребность заказчика в проведении закупки определенным способом, ее проведение именно таким образом возможно при условии, если данный способ закупки предусмотрен Положением о закупочных процедурах, разработанным хозяйствующим субъектом, и не противоречит общим принципам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";

- установление заказчиком в закупочной документации требований о предоставлении документов, не относящихся непосредственно к предмету закупки, является нарушением Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и ограничивает количество потенциальных участников закупки;

- положения конкурсной документации открытого конкурса, разработанные заказчиком с учетом его потребностей, в части оценки по критериям "опыт участника" и "квалификация персонала", не противоречащие положениям Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", дискриминационными не являются.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 27.06.2018 N 415н

"Об утверждении профессионального стандарта "Обработчик шкур"

Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2018 N 51638.

Обновлен профессиональный стандарт для обработчиков шкур

Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 04.08.2014 N 542н, которым был утвержден ранее действовавший профстандарт.

Согласно стандарту, целью деятельности данных специалистов является получение кожевенного и мехового сырья высокого качества.

В функции данных специалистов входит выполнение:

- обработка шкур крупного рогатого скота, свиней, лошадей, мелкого рогатого скота;

- обработка шкурок пушных зверей, каракульских ягнят, кроликов.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения своих функций.

Приказ Минтруда России от 27.06.2018 N 417н

"Об утверждении профессионального стандарта "Животновод"

Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2018 N 51640.

Обновлен профессиональный стандарт для животноводов

Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 19.05.2014 N 325н, которым был утвержден ранее действовавший профстандарт.

Согласно стандарту, целью деятельности данных специалистов является организация технологических процессов содержания, кормления и воспроизводства всех видов и пород сельскохозяйственных животных для получения от них животноводческой продукции.

В функции данных специалистов входит выполнение:

- поддержание чистоты в животноводческих помещениях;

- дезинфекция животноводческих помещений для обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности;

- контроль физиологического состояния животных для поддержания и защиты их здоровья;

- выполнение работ по содержанию и ежедневному уходу за животными;

- выполнение работ по безопасному перемещению и выпасу животных;

- проведение маркирования животных с целью их идентификации и учета;

- прием родов у животных.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения своих функций.

<Письмо> Минтруда России от 05.06.2018 N 14-0/10/В-4085

<О направлении информации по вопросам, связанным с повышением минимального размера оплаты труда>

Минтруд России разъяснил некоторые вопросы, касающиеся повышения минимального размера оплаты труда

В частности, сообщается:

  • в каком порядке учитывается премия за квартал при сравнении заработной платы с МРОТ и можно ли в течение года платить работнику заработную плату ниже МРОТ, если потом "компенсировать" недостающую сумму выплатой годовой премии;

  • каким образом оплачивается "не ниже МРОТ" труд работника, если он занят неполное рабочее время;

  • как обеспечивается заработная плата не ниже МРОТ, если работник занят на условиях внутреннего совместительства;

  • необходимо ли пересматривать размеры окладов работников в связи с повышением МРОТ.

Проект Постановления Правительства РФ

"О переносе выходных дней в 2019 году"

Минтруд России предложил порядок переноса дней отдыха в 2019 году

Сообщается, что предлагаемые переносы дней отдыха позволят соблюсти норму статьи 110 ТК РФ о том, чтобы между двумя рабочими неделями было не менее 42 часов непрерывного отдыха.

С учетом изложенного, выходные дни 5 и 6 января (суббота и воскресенье), совпадающие с нерабочими праздничными днями, согласно части второй статьи 112 ТК РФ, переносятся на 2 и 3 мая (четверг и пятница) соответственно. Также предлагается перенести день отдыха с субботы 23 февраля на пятницу 10 мая.

Таким образом, согласно проекту, с учетом нормы статьи 112 ТК РФ о переносе при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходного дня на следующий после него рабочий день, в 2019 году будут следующие дни отдыха:

  • с 30 декабря 2018 г. по 8 января 2019 г.;

  • с 23 по 24 февраля;

  • с 8 по 10 марта;

  • с 1 по 5 мая и с 9 по 12 мая;

  • 12 июня;

  • с 2 по 4 ноября.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Приказ Минфина России от 20.06.2018 N 139н

"Об утверждении форм обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений"

Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2018 N 51624.

При составлении и ведении бюджетной сметы федерального казенного учреждения, начиная с бюджетной сметы на 2019 год применяются новые формы обоснований (расчетов)

В соответствии со статьей 165 Бюджетного кодекса РФ Минфином России утверждены формы обоснований (расчетов) плановых сметных показателей, применяемых при составлении и ведении бюджетных смет федеральных казенных учреждений (95 форм приведены в приложениях к приказу).

Бюджетная смета составляется в целях определения объема и распределения направлений расходования бюджетных средств.

Информационное сообщение Банка России

"О порядке расчета текущей рыночной стоимости и стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении по договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений, расчета рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов, и совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда и порядке составления отчетов по формам 0420504, 0420512 и 0420513"

Банком России даны разъяснения по вопросам, касающимся осуществления контроля за расчетом стоимости чистых активов пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПФ

Сообщается, в частности, что в случае если стоимость чистых активов, составляющих пенсионные накопления, рассчитывалась по состоянию на день, который не являлся рабочим, специализированный депозитарий должен осуществлять контроль указанных показателей не позднее двух рабочих дней после дня, по состоянию на который был осуществлен расчет.

Данный подход распространяется на расчет текущей рыночной стоимости и стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении, расчет рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов, и совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов НПФ.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Указание Банка России от 20.07.2018 N 4871-У

"Об обязательных резервных требованиях"

Начиная с августа 2018 года вводятся новые обязательные резервные требования для кредитных организаций

Обязательные резервные требования (нормативы обязательных резервов, коэффициент усреднения обязательных резервов) установлены для кредитных организаций, осуществляющих депонирование обязательных резервов в соответствии с Положением Банка России от 1 декабря 2015 года N 507-П "Об обязательных резервах кредитных организаций".

Нормативы применяются начиная с регулирования размера обязательных резервов кредитных организаций за август 2018 года.

Со 2 августа 2018 года признается утратившим силу Указание Банка России от 13 ноября 2017 года N 4604-У "Об обязательных резервных требованиях".

Информационное письмо Банка России от 19.07.2018 N ИН-014-12/48

"О документальном фиксировании результатов определения риска вовлеченности в ОД/ФТ"

Банк России рекомендует финансовым организациям документально фиксировать результаты принимаемых ими мер в целях ОД/ФТ

Сообщается, что в соответствии с пунктами 4.2 и 4.8 Положения Банка России N 375-П и абзацем третьим пункта 4.1 и пунктом 4.3 Положения Банка России N 445-П кредитные организации и некредитные финансовые организации при реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма обязаны принимать меры по определению риска своей вовлеченности и вовлеченности своих сотрудников в использование услуг финансовой организации в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, исходя из видов предоставляемых клиентам продуктов (услуг) и иных самостоятельно определяемых факторов.

В соответствии с абзацем седьмым пункта 4.9 Положения Банка России N 375-П и абзацем пятым пункта 4.4 Положения Банка России N 445-П программа управления риском ОД/ФТ должна предусматривать порядок фиксирования результатов определения риска использования услуг финансовой организации в целях ОД/ФТ.

При этом согласно абзацу третьему пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" финансовые организации обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате реализации правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Учитывая изложенное, финансовым организациям рекомендуется документально фиксировать результаты принимаемых ими мер по определению риска использования услуг финансовой организации в целях ОД/ФТ, исходя из видов предоставляемых клиентам продуктов (услуг) и иных самостоятельно определяемых факторов, до начала и в ходе предоставления клиентам соответствующих продуктов (услуг), а также необходимо представлять соответствующие документы Банку России по его запросу в рамках проведения проверок и дистанционного надзора.

Проект Федерального закона N 514780-7

"О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма" и иные законодательные акты Российской Федерации"

Депутаты предлагают создать информационную систему проверки сведений об абоненте для надежной идентификации клиентов банков по мобильному телефону

Система создается в целях противодействия мошенническим действиям на финансовом рынке при обслуживании физических и юридических лиц.

Пользователями системы проверки сведений об абоненте могут являться:

- кредитные организации, операторы платежных систем, а также операторы услуг платежной инфраструктуры;

- некредитные финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, определенные нормативным актом Банка России;

- Банк России, а также иные органы и организации, определяемые федеральным законом или Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Предполагается, что мобильные операторы обязаны будут присоединять собственные информационные системы к системе проверки сведений об абоненте и предоставлять пользователям указанной системы в том числе информацию:

- о подтверждении соответствия сведений об абонентском номере, фамилии, имени, отчестве, серии и номере документа, удостоверяющего личность, предоставленных физическим (юридическим) лицом пользователю системы, сведениям, заявленным в абонентском договоре, достоверность которых была подтверждена мобильным оператором;

- смены пользовательского оборудования абонентом; замены идентификационного модуля на пользовательском оборудовании;

- о статусе абонентского номера, в том числе о факте замены абонентского номера и прекращения его использования, о факте включения переадресации и др.

Предусмотрено также, что направление клиенту на указанный им мобильный номер информации, обеспечивающей прохождение упрощенной идентификации, будет возможно при подтверждении соответствия его сведений, имеющихся в распоряжении организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, сведениям, имеющимся в распоряжении мобильного оператора, путем проверки с использованием системы проверки сведений об абоненте.

Кроме того, при условии подтверждении такого соответствия будет возможно направление кредитором или лицом, действующим от его имени и в его интересах, текстовых, голосовых и иных сообщений в целях возврата просроченной задолженности.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Приказ Росстата от 19.07.2018 N 449

"Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за наличием и движением основных фондов (средств) и других нефинансовых активов"

Обновлены статистические формы, по которым подаются сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов

Утверждены следующие обновленные годовые формы с указаниями по их заполнению, действующие с отчета за 2018 год, предоставляемые юридическими лицами, осуществляющими все виды экономической деятельности, территориальному органу Росстата в субъекте РФ:

- N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" (предоставляется 1 апреля);

- N 11 (краткая) "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций" (1 апреля - предоставляют НКО);

- N 11 (сделка) "Сведения о сделках с основными фондами на вторичном рынке и сдаче их в аренду" (30 июня - кроме микропредприятий).

Кроме того, утверждена единовременная форма N 11-ФСС "Сведения о сроках службы объектов основных фондов" для отчета за 2018 год.

Признаны утратившими силу ранее действовавшие указанные формы.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

<Информация> Ространснадзора

"Система взимания платы "ПЛАТОН"

Ространснадзор информирует о предоставленных ему полномочиях по рассмотрению постановлений об административных правонарушениях за проезд большегрузов по автодорогам без оплаты, вынесенных с помощью средств видеофиксации

Сообщается, что Федеральным законом от 27.06.2018 N 154-ФЗ Ространснадзор наделен полномочиями по рассмотрению постановлений об административных правонарушениях за проезд транспортных средств полной массой свыше 12 тонн без оплаты проезда по автомобильным дорогам, вынесенных работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Ответственность за несоблюдение требований законодательства о внесении платы определена статьей 12.21.3 КоАП РФ, в том числе при фиксации правонарушений с помощью технических средств, работающих в автоматическом режиме, и предусматривает наложение административного штрафа на собственника (владельца) транспортного средства в размере 5000 рублей, при повторном совершении данного административного правонарушения - 10000 рублей.

Названы категории транспортных средств, в отношении которых плата не взимается (транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузопассажирских автомобилей-фургонов и др.), а также порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Постановление Правительства РФ от 12.07.2018 N 816

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778"

До 31 декабря 2019 года продлено действие "контрсанкций" в отношении отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Напомним, что запретительные меры распространяются на Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канаду, Австралию, Королевство Норвегия, Украину, Республику Албанию, Черногорию, Республику Исландию и Княжество Лихтенштейн.

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018 N 55

"О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 78"

Установлены требования к процедуре внесения изменений в регистрационное досье вакцин для профилактики гриппа, а также к их регистрации

Соответствующие изменения внесены в Правила регистрации и экспертизы лекарственных средств для медицинского применения, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 78.

Требования распространяются на процедуры регистрации вакцин для профилактики гриппа и определяют единый порядок внесения изменений в регистрационное досье сезонных, пандемических и препандемических (зоонозных) вакцин при изменении (обновлении) штаммового состава вакцин для профилактики гриппа по ускоренной процедуре, а также регистрации сезонных, пандемических и препандемических (зоонозных) вакцин для профилактики гриппа на таможенной территории Евразийского экономического союза.

Требования не распространяются на изменения, не связанные с изменением (обновлением) штаммового состава сезонных, пандемических и препандемических (зоонозных) вакцин для профилактики гриппа.

Настоящее Решение вступает в силу по истечении 6 месяцев с даты его официального опубликования.

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Приказ Минтруда России от 27.06.2018 N 416н

"Об утверждении профессионального стандарта "Оператор по искусственному осеменению"

Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2018 N 51639.

Обновлен профессиональный стандарт для операторов по искусственному осеменению животных и птиц

Признан утратившим силу Приказ Минтруда России от 04.06.2014 N 358н, которым был утвержден ранее действовавший профстандарт.

Согласно стандарту, целью деятельности данных специалистов является предоставление услуг по искусственному осеменению животных и птиц с использованием различных методов.

В функции данных специалистов входит выполнение:

- выполнение подготовительных работ при искусственном осеменении животных и птицы;

- организация проведения искусственного осеменения животных и птицы.

Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения своих функций.

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА

Приказ Минкультуры России от 01.03.2018 N 205

"Об утверждении формы экспертного заключения, составленного экспертом по культурным ценностям по результатам проведения экспертизы культурных ценностей"

Зарегистрировано в Минюсте России 19.07.2018 N 51645.

Утверждена форма заключения экспертизы культурных ценностей

В экспертном заключении, составленном экспертом по культурным ценностям по результатам проведения экспертизы культурных ценностей, указывается, в частности:

- основание проведения экспертизы;

- перечень представленных на экспертизу предметов;

- операция, совершаемая с культурными ценностями (ввозятся в РФ, вывозятся из РФ, возвращены в РФ);

- методы, используемые при проведении экспертизы;

- оборудование, используемое при проведении экспертизы;

- использованная литература и иные источники информации;

- выявленные отличительные особенности;

- выводы и их обоснование.

К экспертному заключению должны прилагаться цветные фотографии исследованных предметов, а также, в случае проведения экспертизы более 2 движимых предметов, их список.

В заключении экспертом указывается дата его составления; фамилия, имя, отчество эксперта; его специализация; номер удостоверения эксперта по культурным ценностям.

Заключение заверяется подписью эксперта, его подготовившего.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

<Письмо> МВД России от 07.05.2018 N 22/29/3-7459

"О формах документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты курортного сбора"

МВД России дано разъяснение относительно документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты курортного сбора в отношении отдельных категорий граждан

Сообщается, в частности, что в Федеральном законе от 29.07.2017 N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" указаны лишь отдельные категории ветеранов боевых действий из числа лиц, освобождаемых от уплаты сбора, названных в Федеральном законе "О ветеранах". Лица, указанные в Федеральном законе "О ветеранах", но не включенные в льготный перечень, имеют удостоверения единого образца, дающее право на социальные льготы. Категории лиц, не включенные в соответствующий льготный перечень, предъявив удостоверение ветерана боевых действий, будут подлежать освобождению от уплаты курортного сбора.

В отношении документов для лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов, документом, подтверждающим право на освобождение от уплаты курортного сбора, должна служить путевка на санаторно-курортное лечение для сопровождающего лица.

Для лиц, прибывающих в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающих их лиц в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет, направление на госпитализацию в медицинскую организацию, оказывающую специализированную медицинскую помощь, должно быть заверено гербовой печатью направляющей медицинской организации, а не обычной печатью. Для сопровождающего ребенка лица необходимо предоставление паспорта гражданина РФ и документов, подтверждающих родство с ним (свидетельство о рождении, документы об усыновлении/удочерении или опекунстве).

<Письмо> Минспорта России от 18.05.2018 N ИСХ-02-4-09/7285

<О перечне документов, служащих основанием для освобождения от уплаты курортного сбора спортсменами, тренерами, специалистами, спортивными судьями при их участии в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях на территории эксперимента>

Минспортом России представлен перечень документов, служащих основанием для освобождения от уплаты курортного сбора спортсменами, тренерами, специалистами, спортивными судьями при их участии в официальных физкультурных и спортивных мероприятиях

В перечень входят, в том числе документы (сведения), подтверждающие право на освобождение от уплаты курортного сбора для участников официальных международных, всероссийских и межрегиональных спортивных соревнований, официальных всероссийских и межрегиональных физкультурных мероприятий, для участников тренировочных мероприятий - спортсменов, тренеров и специалистов спортивных сборных команд РФ, для участников тренировочных мероприятий - спортсменов, тренеров и специалистов спортивных сборных команд субъектов РФ.

Например, в качестве документов (сведений), подтверждающих право на освобождение от уплаты курортного сбора для участников официальных международных, всероссийских и межрегиональных спортивных соревнований, названы:

официальная заявка на участие в мероприятии, заверенная органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта субъекта РФ или соответствующим структурным подразделением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего руководство развитием военно-прикладных или служебно-прикладных видов спорта, или руководителем спортивного клуба (для командных игровых видов спорта) и/или руководителем региональной спортивной федерации (при ее наличии) или уполномоченным им должностным лицом и печатью спортивного клуба и/или региональной спортивной федерации или ее заверенная копия;

списочный состав судейской коллегии, заверенный соответствующей общероссийской спортивной федерацией.

<Письмо> Минздрава России от 25.06.2018 N 17-5/10/2-4070

<По вопросу уточнения перечня лиц, с которых не взимается курортный сбор, а также перечня документов, подтверждающих право на освобождение от уплаты курортного сбора>

Минздравом России разъяснен порядок освобождения от уплаты курортного сбора граждан, прибывающих для получения санаторно-курортного лечения

Сообщается, что от уплаты курортного сбора освобождаются лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет.

Лица, прибывающие для получения санаторно-курортного лечения (за исключением категорий граждан, указанных в Федеральном законе от 29.07.2017 N 214-ФЗ "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае"), от уплаты курортного сбора не освобождаются.

Также в разъяснении перечислены документы, подтверждающие право на освобождение от курортного сбора в связи с прибытием на территорию в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, а также в связи с прибытием на территорию в целях медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Приказ Ростехнадзора от 03.07.2018 N 287

"Об утверждении руководства по безопасности "Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья"

Утверждены Рекомендации по обеспечению готовности к локализации и ликвидации последствий аварий на взрывопожароопасных производственных объектах хранения и переработки растительного сырья

Руководство содержит рекомендации по разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - Планы мероприятий), по их изучению, а также предложения по организации проведения учебно-тренировочных занятий по Планам мероприятий для опасных производственных объектов, на которых осуществляется хранение и (или) переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться, возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию, относительно которых Федеральным законом определена необходимость осуществления планирования указанных мероприятий посредством разработки и утверждения Планов мероприятий.

В Приказе, в частности, приводятся:

- общие рекомендации по разработке и оформлению Плана мероприятий;

- рекомендации по составлению общих разделов Плана мероприятий;

- рекомендации по составлению специального раздела Плана мероприятий;

- порядок действий производственного персонала по локализации и ликвидации последствий аварий;

- порядок организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации последствия аварий на объектах;

- рекомендации по изучению Планов мероприятий;

- рекомендации по организации проведения учебно-тренировочных занятий по Планам мероприятий;

- сведения об основных видах и причинах возникновения и развития аварий (взрывов) на объектах;

- перечень основных мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.

ПРАВОСУДИЕ

Постановление Конституционного Суда РФ от 23.07.2018 N 35-П

"По делу о проверке конституционности части первой статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Т.В. Ивановой, И.М. Митина и Е.В. Шкотова"

Отсутствие необходимого правового механизма не может приостанавливать реализацию вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан

Конституционный Суд РФ признал не соответствующей Конституции РФ часть первую статьи 208 ГПК РФ, в той мере, в какой содержащееся в ней положение - при отсутствии в системе действующего правового регулирования механизма индексации взысканных судом денежных сумм, с необходимостью признаваемого судебной практикой в качестве применимого, - не содержит критериев, в соответствии с которыми должна осуществляться предусмотренная им индексация.

Конституционный Суд РФ отметил, в частности, следующее.

На сегодняшний день возможность использования индекса потребительских цен в качестве критерия индексации, ранее предусмотренная Законом РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", отсутствует, поскольку данный закон утратил силу с 1 января 2005 года. При этом суды не приняли во внимание, что индекс потребительских цен, являющийся одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и используемый, в частности, в целях разрешения отдельных правовых споров (раздел II приказа Федеральной службы государственной статистики от 30 декабря 2014 года N 734, которым утверждена Официальная статистическая методология организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен; аналогичные положения содержались в ранее действовавшем постановлении Федеральной службы государственной статистики от 30 декабря 2005 года N 110, утвердившем Методологические положения по наблюдению за потребительскими ценами на товары и услуги и расчету индексов потребительских цен), широко применялся в целях восстановления покупательной способности взысканных судом сумм и после 1 января 2005 года и что правомерность такой практики неоднократно подтверждалась Верховным Судом РФ (пункт 17 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2009 года, утвержденного Постановлением его Президиума от 3 июня 2009 года; определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 марта 2008 года N 74-Г08-11 и от 29 декабря 2009 года N 80-Г09-9).

Сформировавшаяся же в настоящее время судебная практика свидетельствует о том, что при отсутствии урегулированного механизма индексации присужденных денежных средств действие части первой статьи 208 ГПК РФ, по сути, блокируется, что позволяет судам, ссылаясь на пробел в правовом регулировании, отказывать в индексации, уклоняясь при этом от исследования вопроса о наличии применимых ее критериев. Между тем Конституционный Суд РФ неоднократно обращал внимание судов на то, что при рассмотрении конкретных дел они обязаны исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а отсутствие необходимого правового механизма не может приостанавливать реализацию вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан.

Подход, при котором невозможность индексации взысканных судом денежных сумм, предусмотренной частью первой статьи 208 ГПК РФ, обосновывается отсутствием в действующем правовом регулировании критериев такой индексации (притом что суды, отклоняя возможность применения индекса потребительских цен в качестве критерия индексации, не предлагают альтернативные механизмы, использование которых позволило бы восстановить покупательную способность присужденных сумм), противоречит правовым позициям Конституционного Суда РФ и приводит к тому, что право на судебную защиту, гарантированное каждому Конституцией РФ, оказывается существенно ущемленным.

В этой связи Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, направленные на установление возможных критериев осуществления предусмотренной частью первой статьи 208 ГПК РФ индексации взысканных судом денежных сумм.

Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, судам в целях реализации части первой статьи 208 ГПК РФ надлежит использовать в качестве критерия осуществления предусмотренной ею индексации утверждаемый Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) индекс потребительских цен, являющийся официальной статистической информацией, характеризующей инфляционные процессы в стране и публикуемой на официальном сайте Росстата в сети Интернет (разделы I и II приказа Росстата от 30 декабря 2014 года N 734).