Новое в Федеральном законодательстве

20.02.2018

Выпуск от 20.02.2018

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк
системы
КонсультантПлюс 20 февраля 2018 г.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Федеральный закон от 19.02.2018 N 30-ФЗ
"О внесении изменения в статью 97 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

Дополнительные выборы депутатов Государственной Думы по одномандатному избирательному округу должны проводиться в единый день голосования

Действующей редакцией Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" установлено, что в случае досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы, избранного по одномандатному избирательному округу, ЦИК России назначает в этом одномандатном избирательном округе дополнительные выборы депутата Государственной Думы.

Подписанным федеральным законом устанавливается, что выборы должны назначаться в ближайшее второе воскресенье сентября после указанного досрочного прекращения полномочий при условии соблюдения требования о назначении дополнительных выборов не позднее чем за 85 дней до дня голосования.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Федеральный закон от 19.02.2018 N 17-ФЗ
"О внесении изменений в статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статью 25.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Информация о проверках деятельности органов местного самоуправления будет включаться в единый реестр проверок

В указанный реестр подлежит включению информация о плановых и внеплановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Также, согласно Федеральному закону, в единый реестр проверок подлежит включению информация о плановых и внеплановых проверках, проводимых антимонопольным органом, об их результатах и о принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 19.02.2018 N 25-ФЗ
"О внесении изменения в статью 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"

Уточнены полномочия Минобрнауки России в части определения порядка проведения государственной итоговой аттестации

Частью 5 статьи 59 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что Минобрнауки России определяются, в числе прочего, формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах (включая требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении государственной итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению государственной итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов государственной итоговой аттестации).

Согласно внесенным дополнениям, Минобрнауки России также определяет сроки проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования и продолжительность проведения экзаменов по каждому учебному предмету в рамках государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Федеральный закон от 19.02.2018 N 26-ФЗ
"О внесении изменений в статьи 2 и 16 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

На МФЦ возложена функция по осуществлению приема денежных средств от заявителей в счет платы за предоставление государственных и муниципальных услуг

Наделение МФЦ соответствующей функцией позволит решить проблему предоставления государственных и муниципальных услуг в малонаселенных местностях и местностях, в которых кредитные организации территориально удалены.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается, что МФЦ может создаваться только в форме государственного или муниципального (в том числе автономного) учреждения.

Федеральный закон от 19.02.2018 N 28-ФЗ
"О внесении изменения в статью 10 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"

В случае подачи заявления о выдаче паспорта по месту пребывания срок оформления паспорта не должен превышать три месяца со дня подачи указанного заявления

Настоящим Федеральным законом сокращен с четырех месяцев до трех период времени, необходимый для оформления и выдачи гражданам РФ заграничных паспортов, в том числе содержащих электронный носитель информации, на основании поданных ими по месту пребывания заявлений.

Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 N 157
"О предоставлении субсидий из федерального бюджета производителям моторвагонного подвижного состава в целях предоставления покупателям скидки при приобретении моторвагонного подвижного состава"

Для обеспечения дополнительной реализации не менее 200 единиц моторвагонного подвижного состава в год покупателям такой техники будет предоставляться скидка

Правительством РФ утверждены правила предоставления федеральных субсидий производителям моторвагонного подвижного состава для предоставления данной скидки.

Под покупателями понимаются организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, доля собственности РФ в уставном капитале которых не превышает 51 процент, а также лизинговые компании.

Субсидии предоставляются производителям при условии предоставления покупателю скидки на технику, изготовленную не ранее 1 января 2018 года и реализованную на основании договоров, заключенных с 1 января 2017 года, в том числе через продавцов техники, в размере предоставленной скидки от цены на единицу фактически реализованной техники на условии франко-завод без учета сумм налога на добавленную стоимость, но не более установленного размера, составляющего:

- 10 млн рублей - вагоны дизель-электропоезда, дизель-поезда, рельсового автобуса;

- 7,5 млн рублей - моторные, головные вагоны;

- 5 млн рублей - немоторные вагоны, в том числе вагоны локомотивной тяги, предназначенные для перевозок в пригородном сообщении.

Одним из условий предоставления субсидий является реализация производителем техники, соответствующей требованиям, приведенным в приложении к Постановлению Правительства РФ от 17.07.2015 N 719 "О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации".

Приказ Госкорпорации "Росатом" от 24.01.2018 N 1/3-НПА
"Об утверждении Административного регламента предоставления Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственной услуги по аттестации экспертов по аккредитации в области использования атомной энергии"
Зарегистрировано в Минюсте России 15.02.2018 N 50052.

Подать в "Росатом" заявление об аттестации эксперта по аккредитации в области использования атомной энергии можно будет, заполнив электронную форму на портале госуслуг

Такое положение содержится в новом административном регламенте аттестации "Росатомом" экспертов по аккредитации в области использования атомной энергии.

При выявлении некорректно заполненного поля электронной формы заявления о предоставлении государственной услуги заявитель уведомляется о характере выявленной ошибки и порядке ее устранения посредством информационного сообщения непосредственно в электронной форме.

При формировании заявления заявителю обеспечивается:

- возможность копирования и сохранения заявления;

- возможность печати на бумажном носителе копии электронной формы заявления;

- сохранение ранее введенных в электронную форму заявления по желанию пользователя, в том числе при возникновении ошибок ввода и возврате значений для повторного ввода;

- заполнение полей электронной формы заявления до начала ввода сведений заявителем с использованием сведений, размещенных в единой система идентификации и аутентификации, и сведений, опубликованных на портале;

- возможность вернуться на любой из этапов заполнения электронной формы заявления;

- возможность доступа заявителя на портале к ранее поданным им запросам в течение не менее одного года.

Признан утратившим силу Приказ Госкорпорации "Росатом" от 23.09.2015 N 1/20-НПА, которым был утвержден ранее действовавший административный регламент аттестации таких экспертов.

"Разъяснения по вопросу проведения совместных закупок на поставку продуктов питания"
(утв. ФАС России)

Основополагающим обстоятельством для проведения совместных конкурсов или аукционов является осуществление заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг, под которыми понимаются товары, имеющие единые родовые признаки или составляющие комплект таких товаров

Данное понятие содержится в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017.

При этом, по мнению Верховного Суда РФ, наличие у заказчиков единой цели не является достаточным основанием для проведения ими совместной закупки, предусмотренной частью 1 статьи 25 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Также отмечается, что включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, образует событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.

Таким образом, ФАС России предлагает учесть позицию Верховного Суда РФ, отраженную в Обзоре, при проведении совместных закупок на поставку продуктов питания, а также не допустить включение в состав объекта данной совместной закупки поставку товаров, технологически и функционально не связанных между собой (например, поставку молочной и мясной продукции и т.п.).

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 09.02.2018 N 134
"О внесении изменений в приложение к Положению о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"

Уточнены основания для снижения либо повышения присвоенной категории риска деятельности юрлица или ИП

Установлено, что при наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством (за исключением несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц), за 3 года, предшествующих дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска деятельности юрлица или ИП, присваивается высокая категория риска.

Категория риска подлежит снижению при отсутствии случаев смертельного травматизма (за 3 года, предшествующих дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска), тяжелого травматизма, факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска) и вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 и частями 1 - 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ, вынесенного за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска.

Решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и не чаще чем один раз в год.

Для юрлиц или ИП со среднесписочной численностью работников свыше 1000 человек решение о снижении категории риска размещается на официальном сайте Роструда в сети Интернет в течение 5 календарных дней со дня принятия такого решения.

Приказ Минтруда России от 05.10.2017 N 712н
"Об утверждении Правил по охране труда в организациях связи"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2018 N 50064.

Минтрудом России утверждены правила охраны труда в организациях связи

Правила устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при организации и осуществлении основных производственных процессов и выполнении работ в приемных и передающих радиоцентрах, на радиостанциях, на телевизионных станциях и ретрансляторах, станциях космической связи, в радиобюро, коммутационно-распределительных аппаратных, на станциях радиоконтроля, в организациях проводного вещания, на телефонных станциях, на телеграфах и станциях радиотелефонной связи, в организациях, обеспечивающих подвижную радиотелефонную связь, кабельное и спутниковое телевидение, осуществляющих работы по строительству и обслуживанию воздушных линий связи, линий проводного вещания, радиорелейных линий, линейных сооружений кабельных линий передачи.

Правила обязательны для исполнения работодателями - юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и физическими лицами (кроме физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при организации и осуществлении ими деятельности в организациях связи.

Ответственность за выполнение правил возлагается на работодателя. На основе правил и требований технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя технологического оборудования, применяемого в организациях связи, работодателем разрабатываются инструкции по охране труда для профессий и (или) видов выполняемых работ, которые утверждаются локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа либо иного уполномоченного представительного органа (при наличии).

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Постановление Конституционного Суда РФ от 19.02.2018 N 9-П
"По делу о проверке конституционности части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска"

Судья, который в период исполнения обязанностей получил заболевание, повлекшее инвалидность, вправе в силу своего конституционно-правового статуса рассчитывать на поддержку государства и соответствующее социальное обеспечение, учитывающее как его статус, так и размер заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения)

Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные положения части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" и пункта 5 статьи 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования установленный ими правовой механизм не гарантирует судьям, ставшим в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшим в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, пенсионное обеспечение в размере, соотносимом с утраченным доходом в виде заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи, на условиях, определяемых с учетом его конституционно-правового статуса.

Конституционный Суд РФ, в частности, отметил следующее.

В соответствии с действующим правовым регулированием судья, ставший инвалидом вследствие заболевания, не связанного с осуществлением служебной деятельности, и ушедший в отставку в связи с невозможностью по состоянию здоровья продолжать исполнение полномочий судьи, может избрать один из двух вариантов определения размера страховой пенсии по инвалидности. Первый предполагает преобразование в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных в период исполнения обязанностей судьи. Второй - назначение страховой пенсии по инвалидности без учета периода исполнения обязанностей судьи, с тем чтобы по достижении возраста 55 лет (50 лет для женщин) приобрести право на предоставление ежемесячного пожизненного содержания пропорционально времени исполнения обязанностей судьи.

При избрании первого варианта размер страховой пенсии по инвалидности судьи, ушедшего в отставку, определяется с учетом того, что заработная плата (с 1 января 2013 года - ежемесячное денежное вознаграждение) судьи не включается в базу для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (пункт 1 части 3 статьи 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", утратившего силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"; подпункт 1 пункта 3 статьи 422 Налогового кодекса РФ); соответственно, в период осуществления полномочий судьи формирование расчетного пенсионного капитала, а с 2015 года - индивидуального пенсионного коэффициента не происходит.

В целях обеспечения формирования пенсионных прав судей за период исполнения ими своих полномочий Федеральным законом "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" был определен порядок преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных ими с 1 января 2002 года. В соответствии с названным Федеральным законом расчетный пенсионный капитал судей формируется из средств, выделенных Пенсионному фонду РФ из федерального бюджета в сумме, которая рассчитывается путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии стоимости страхового года, определяемой как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, увеличенное в 12 раз, на продолжительность периодов работы в должности судьи.

Со вступлением в силу Федерального закона "О страховых пенсиях" по отношению к периодам работы в должности судьи применяется установленный данным Федеральным законом индивидуальный пенсионный коэффициент за каждый полный календарный год такой деятельности - 1,8.

Одновременно судье предоставлено право выбора порядка оценки пенсионных прав за периоды работы с 1 января 2002 года по 1 января 2015 года: в соответствии с названным Федеральным законом либо Федеральным законом "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан".

Применение в целях конвертации пенсионных прав судей указанных подходов, которые в системе пенсионного страхования используются для зачета в страховой стаж нестраховых периодов (периодов, за которые не начисляются и не уплачиваются страховые взносы), включая те, которые не были связаны с осуществлением трудовой деятельности (в частности, периодов ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет; ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности и т.п.), обусловлено тем обстоятельством, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на суммы заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения) судьи не начисляются и не уплачиваются.

Таким образом, размер страховой пенсии по инвалидности судье в отставке определяется без учета его заработной платы (ежемесячного денежного вознаграждения), а сам он при назначении пенсии в системе обязательного пенсионного страхования ставится в худшее по сравнению с застрахованными лицами положение, поскольку периоды работы в должности судьи оцениваются, как правило, аналогично периодам, в которые трудовая деятельность по уважительным причинам не осуществлялась.

Законодатель, не предусмотрев специального пенсионного обеспечения на случай установления судье инвалидности, препятствующей продолжению профессиональной деятельности, в рамках системы обязательного пенсионного страхования не создал и адекватного правового механизма, который позволял бы преобразовывать пенсионные права, приобретенные в период осуществления полномочий по должности судьи, в расчетный пенсионный капитал (за период с 1 января 2002 года по 1 января 2015 года) и индивидуальный пенсионный коэффициент (начиная с 1 января 2015 года) в объеме, соотносимом с заработной платой (ежемесячным денежным вознаграждением) судей.

Второй вариант пенсионного обеспечения судьи в отставке, которому в период осуществления служебных обязанностей установлена инвалидность, основан на применении правила части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", которое не предусматривает учета периода осуществления полномочий судьи при преобразовании пенсионных прав, с тем чтобы сохранить право на получение ежемесячного пожизненного содержания по достижении установленного законом возраста. В этом случае размер страховой пенсии по инвалидности будет определяться исключительно на основе стажа и пенсионных прав, приобретенных до назначения на должность судьи. Следовательно, размер пенсии составит еще меньшую сумму, чем при преобразовании пенсионных прав, приобретенных в период осуществления полномочий по должности судьи, в расчетный пенсионный капитал, однако по достижении 55-летнего (для женщин - 50-летнего) возраста судья получит возможность выбора между получением страховой пенсии по инвалидности и ежемесячным пожизненным содержанием, размер которого будет определен пропорционально количеству лет работы в должности судьи.

Применение части 5 статьи 2 Федерального закона "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" приводит к тому, что в течение зачастую продолжительного времени судья в отставке, который в силу состояния здоровья лишен возможности осуществлять даже те виды профессиональной деятельности, которые совместимы с его статусом, получает социальное обеспечение, не соответствующее конституционно-правовому статусу судьи и несоотносимое с его заработной платой (ежемесячным денежным вознаграждением).

Следовательно, специальный правовой механизм социального обеспечения судей в отставке не предусматривает условий и порядка установления такого обеспечения в случае наступления препятствующей продолжению исполнения полномочий судьи инвалидности по причинам, не связанным со служебной деятельностью, а система обязательного пенсионного страхования, в силу того что судьи не подлежат данному виду страхования, не может обеспечить назначение страховой пенсии по инвалидности в размере, учитывающем заработную плату (ежемесячное денежное вознаграждение), получаемую в период исполнения полномочий судьи.

Конституционный Суд РФ указал, что федеральному законодателю надлежит незамедлительно определить условия и порядок пенсионного обеспечения судей, ставших в период осуществления своих полномочий инвалидами вследствие причин, не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедших в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, с тем чтобы гарантировать им надлежащую социальную защиту как лицам, обладающим особым конституционно-правовым статусом.

Приказ Минтруда России от 29.01.2018 N 37н
"О внесении изменений в Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утвержденные Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2017 г. N 339н"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2018 N 50065.

Правила установления федеральной социальной доплаты к пенсии приведены в соответствие с действующим законодательством

Дополнение, внесенное в "Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты" учитывают изменения в статью 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи", вступившие в силу с 1 января 2018 года.

Предусматривается, в частности, что при пересмотре размера федеральной социальной доплаты к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом федеральной социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом федеральной социальной доплаты к пенсии предыдущего года.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Федеральный закон от 19.02.2018 N 32-ФЗ
"О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Освобождены от НДФЛ доходы спортсменов-инвалидов, не участвовавших в Паралимпийских играх, за призовые места на открытых всероссийских спортивных соревнованиях

Из-за позиции Международного паралимпийского комитета в России планируется проводить открытые всероссийские спортивные соревнования.

В этой связи в НК РФ внесено дополнение, предусматривающее освобождение от налогообложения доходов спортсменов-инвалидов, а также их тренеров за призовые места на таких соревнованиях, полученных не позднее года, следующего за годом их проведения.

Действие данного положения распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Федеральный закон от 19.02.2018 N 33-ФЗ
"О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Подписан федеральный закон о проведении в период с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года второго этапа добровольного декларирования "амнистии капиталов"

Федеральным законом:

  • предоставляется возможность декларантам, представившим свои декларации в ходе второго этапа декларирования, указать в декларации счета (вклады) в зарубежных банках, которые не только были открыты по состоянию на 1 января 2018 года, но также указать счета в зарубежных банках, закрытые на дату представления декларации (при условии, что такие закрытые счета были открыты до 1 января 2018 года);

  • предоставляется возможность лицам, представившим декларацию в ходе первого этапа добровольного декларирования, повторно представить декларацию в ходе второго этапа;

  • устанавливается возможность представить указанную декларацию в любой налоговый орган или центральный аппарат ФНС России (по выбору декларанта).

Предусматривается, что Минфин России будет готовить разъяснения по порядку заполнения специальной декларации, которые подлежат опубликованию на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Федеральный закон от 19.02.2018 N 34-ФЗ
"О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)"

Освобождены от налогообложения доходы, задекларированные в рамках второго этапа "амнистии капитала"

Амнистия капитала предусматривает отражение в специальной декларации сведений об имуществе, о контролируемых иностранных компаниях, о счетах (вкладах) в зарубежных банках. При этом декларант освобождается от уголовной, административной и налоговой ответственности.

Изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ, предусматривают, в частности:

  • освобождение от уплаты налогов, обязанность по уплате которых возникла на основании специальной декларации, представленной как в ходе первого этапа (с 1 июля 2015 по 30 июня 2016 года), так и в ходе второго этапа декларирования активов и счетов (вкладов) в банках (с 1 марта 2018 года по 28 февраля 2019 года), за исключением налогов, подлежащих уплате в отношении прибыли и (или) имущества контролируемых иностранных компаний;

  • продление до 1 марта 2019 года безналоговой ликвидации контролируемой иностранной компании (согласно ранее установленному условию, процедура ликвидации КИК должна была быть завершена до 1 января 2018 года);

  • в случае представления вместе со специальной декларацией уведомлений о контролируемых иностранных компаниях и (или) об участии в иностранных организациях такие уведомления не будут считаться представленными с нарушением установленных сроков.

Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2018 N 302-КГ17-16602 по делу N А33-17038/2015

Верховный Суд РФ отменил решение налоговой инспекции о доначислении НДС по сделке, признанной недействительной

По договору купли-продажи, заключенному в 2011 году, налогоплательщиком в собственность ЗАО был передан ряд объектов движимого имущества. По указанной операции налогоплательщиком был исчислен и уплачен в бюджет НДС. Впоследствии договор купли-продажи был признан недействительным как сделка с заинтересованностью.

По уточненной налоговой декларации, представленной за период совершения сделки, обществу был возвращен излишне уплаченный в бюджет налог.

Однако затем по результатам выездной налоговой проверки инспекция пришла к выводу о том, что у налогоплательщика отсутствовали основания для корректировки налоговых обязательств по НДС за период, в котором спорная сделка была совершена. Для случая применения последствий недействительности сделки применяются положения пункта 5 статьи 171 и пункта 4 статьи 172 НК РФ, предусматривающие вычет сумм налога, после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров. В связи с чем обществу были доначислены соответствующие суммы налога.

Верховный Суд РФ не согласился с доводами налоговиков, обратив внимание, в частности, на следующее.

Налоговое администрирование должно осуществляться с учетом принципа добросовестности, предполагающего учет законных интересов плательщиков налогов.

Само по себе то обстоятельство, что корректировка налога осуществлена обществом не в порядке применения налоговых вычетов, а в рамках подачи уточненной налоговой декларации за период первоначальной отгрузки товаров, не свидетельствует о неправомерности действий общества. Указанные действия не повлекли нарушения интересов казны.

Более того, до подачи уточненной налоговой декларации общество обращалось в налоговый орган с заявлением, в котором просило разъяснить, в каком порядке отражаются операции по применению последствий недействительности сделки, однако ответ на запрос по существу не был получен.

В этой связи Верховный Суд РФ принял решение об отмене решения налогового органа.

Постановление Правительства РФ от 13.02.2018 N 154
"О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 18 и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"

Правительством РФ закреплены меры по повышению эффективности управления средствами ФНБ

Постановление Правительства РФ от 19.01.2008 N 18 "О порядке управления средствами Фонда национального благосостояния" приведено в соответствие с федеральными законами от 29.07.2017 N 262-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета" и от 14.11.2017 N 315-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году", в части уточнения видов финансовых активов, в которых могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, и требований, предъявляемых к ним.

Приказ ФНС России от 13.02.2018 N ММВ-7-17/93@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 09.09.2005 N САЭ-3-01/444@ "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и налоговыми агентами"

Из регламента работы с налогоплательщиками исключен порядок сверки расчетов при переходе в другую налоговую инспекцию

Случаи обязательного проведения сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, а также особенности проведения сверки расчетов при снятии с учета в налоговом органе в случае перехода налогоплательщика из одной инспекции в другую были установлены в пунктах 3 и 3.3 "Регламента организации работы с налогоплательщиками...".

Данным приказом ФНС России соответствующие положения из Регламента исключены.

Приказ ФНС России от 15.02.2018 N ММВ-7-6/98@
"Об утверждении рекомендуемых форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций в электронной форме"

ФНС рекомендованы форматы представления бухгалтерской (финансовой) отчетности НФО в электронной форме

Обязанность представления в налоговые органы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

В целях представления отчетности в электронной форме ФНС России утвердила рекомендуемые форматы:

  • представления бухгалтерского баланса некредитной финансовой организации, не применяющей международные стандарты финансовой отчетности;

  • представления бухгалтерского баланса некредитной финансовой организации, применяющей международные стандарты финансовой отчетности;

  • представления отчета о финансовых результатах некредитной финансовой организации, не применяющей международные стандарты финансовой отчетности;

  • представления отчета о финансовых результатах некредитной финансовой организации, применяющей международные стандарты финансовой отчетности.

Форматы применяются с представления бухгалтерской (финансовой) отчетности некредитных финансовых организаций в электронной форме за отчетный период 2017 года.

Приказ ФНС России от 15.02.2018 N ММВ-7-6/99@
"Об утверждении рекомендуемых форматов представления бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций и обществ взаимного страхования в электронной форме"

Направлять в налоговые органы годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность страховщиков в электронной форме следует по утвержденным форматам

Обязанность представления в налоговые органы годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций установлена подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ.

Приказом утверждены форматы представления бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах для страховых организаций и обществ взаимного страхования, как применяющих, так и не применяющих МСФО.

Форматы применяются для бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной форме за отчетный период 2017 года.

<Информация> ФНС России
<О данных для расчета коэффициента Кц за январь 2018 года>

Опубликованы данные для расчета коэффициента Кц, корректирующего налоговую ставку НДПИ в отношении нефти, за январь 2018 года

Величина коэффициента определена в размере 11,6621 (в декабре 2017 года данный коэффициент составлял 10,9478).

Это связано с изменением показателей, исходя из которых рассчитывается коэффициент:

  • средний уровень цен нефти сорта "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья (в январе 2018 года данный показатель составил 68,60 долл. США за баррель);

  • среднее значение курса доллара США к рублю РФ за все дни этого налогового периода (в январе 2018 года - 56,7875).

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Федеральный закон от 19.02.2018 N 29-ФЗ
"О внесении изменения в статью 46.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"

В рамках исполнения госконтрактов Банком России осуществляется передача финансовых сообщений в органы Федерального казначейства

Установлено, что Банк России в установленных законодательством случаях, безвозмездно оказывает Федеральному казначейству и его территориальным органам услуги по передаче финансовых сообщений в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

Данная мера направлена на обеспечение обмена информацией в целях проведения операций по казначейскому обеспечению обязательств в рамках исполнения государственных контрактов.

Информация Банка России
"О расширении возможности использования электронного документооборота по операциям Банка России по предоставлению обеспеченных кредитов"

С 19 февраля 2018 года всем кредитным организациям предоставляется возможность использования электронного документооборота с Банком России при получении обеспеченных кредитов Банка России в рамках стандартных инструментов рефинансирования

Кредитные организации, заключившие дополнительные соглашения к договору об обмене электронными сообщениями при переводе денежных средств в рамках платежной системы Банка России, смогут направлять в Департамент операций на финансовых рынках Банка России в электронном виде следующие документы:

  • заявки на участие в кредитном аукционе Банка России/заявления на получение кредита Банка России по фиксированной процентной ставке;

  • заявления на перевод ценных бумаг из раздела "Блокировано Банком России" в раздел "Основной" или другой раздел "Блокировано Банком России".

Сообщается, что информация о форматах указанных документов, а также условиях и порядке обмена размещена на официальном сайте Банка России.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приказ Минтранса России от 30.01.2018 N 35
"О внесении изменений в приказы Министерства транспорта Российской Федерации от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" и от 21 августа 2013 г. N 273 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2018 N 50061.

Минтрансом России уточнены требования к оснащению автобусов и грузовиков тахографами

Приказом исключено оснащение "аналоговыми" тахографами находящихся в эксплуатации автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, установленными до 8 ноября 2013 года при изготовлении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 N 922, которые не оснащались "цифровыми" тахографами в соответствии с Приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36.

Кроме того, в Правилах обслуживания тахографов, установленных на транспортные средства, утвержденные Приказом Минтранса России от 13.02.2013 N 36, регламентируются обязанности мастерских при замене блока СКЗИ тахографа в связи с окончанием срока эксплуатации.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.02.2018 N 5
"О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299"

Внесены уточнения в порядок осуществления санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами, транспортными средствами, подконтрольной продукцией (товарами), пересекающими таможенную границу ЕАЭС

В частности, в новой редакции изложено наименование Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза (теперь - Порядок проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза), скорректирован понятийный аппарат, актуализирован перечень документов (сведений), используемых в качестве подтверждения наличия государственной регистрации подконтрольных товаров, в новой редакции изложены некоторые приложения к указанному Порядку.

Настоящее Решение вступает в силу с 1 июня 2019 года.

Информация Минэкономразвития России
"О вывозных таможенных пошлинах на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 марта 2018 года"

Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 марта 2018 года

В указанный период ставка пошлины, в частности, составит:

  • нефть сырая - 119,5 доллара США;

  • мазут - 119,5 доллара США;

  • легкие и средние дистилляты, бензол, толуол, дизельное топливо - 35,8 доллара США;

  • прямогонный бензин - 65,7 доллара США;

  • бензины товарные - 35,8 доллара США.

Кроме того, по результатам мониторинга цен за период с 15 января 2018 года по 14 февраля 2018 года определена средняя цена на нефть сырую марки "Юралс" на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья, которая составляет 483,7 доллара США за тонну.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра"

Минстроем России предложен порядок принятия решения о согласовании места размещения ТКО, а также порядок создания и ведения реестра мест накопления ТКО

Статьей 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривается, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ.

Места (площадки) накопления ТКО создаются, как правило, органами местного самоуправления (в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, обязанность по созданию мест накопления ТКО возлагается на иных лиц).

Проектом устанавливается процедура рассмотрения заявки лица, на которого возложена обязанность по созданию места накопления ТКО, основания и порядок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании места размещения ТКО, а также порядок создания и ведения реестра мест накопления ТКО. Соответствующий реестр предлагается вести на бумажном носителе с размещением информации из него в открытом доступе в сети "Интернет".

Реестр должен содержать сведения о:

  • нахождении мест (площадок) накопления ТКО;

  • технических характеристиках мест (площадок) накопления ТКО;

  • собственниках мест (площадок) накопления ТКО;

  • источниках образования ТКО, которые складируются в местах (на площадках) накопления ТКО.

Предполагается, что проект вступит в силу с 1 января 2019 года.

Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 155"

Минстрой России предлагает исключить твердые отходы из сферы действия правил вывоза бытовых отходов

Постановлением Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов. При этом Федеральным законом от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были установлены новые требования к местам накопления твердых коммунальных отходов.

В связи с изложенным проектом предусматривается сохранить действующий механизм вывоза отходов только для жидких бытовых отходов, к которым предлагается относить хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (фекальные и бытовые отходы нецентрализованной системы водоотведения).

ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ

Поправки Правительства РФ к проекту Федерального закона N 126869-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", внесенному Правительством Российской Федерации, принятому Государственной Думой в первом чтении 14 июня 2017 г.

Правительством РФ предложены поправки к законопроекту, регулирующему правовой статус и обязанности товарных агрегаторов в Интернете

В частности, агрегаторами предлагается считать владельцев программного обеспечения или сайтов (страниц), которые предоставляют потребителю в отношении определенного товара (услуги) одновременно возможность ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (возмездного оказания услуг) в объеме, предусмотренном в соответствующем предложении продавца (исполнителя), заключить с ним договор купли-продажи (возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов.

Также закрепляется обязанность продавца (исполнителя) предоставлять агрегатору и размещать на своем сайте достоверную информацию о себе (наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилия, имя, отчество, номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) и в течение одного рабочего дня с момента внесения в нее изменений сообщать агрегатору об изменениях такой информации.

Кроме того, устанавливается, что агрегатор не несет ответственности за убытки, причиненные потребителю вследствие предоставления ему недостоверной информации о товаре (услуге), если агрегатор не изменяет такую информацию, предоставленную продавцом (исполнителем) и содержащуюся в предложении о заключении договора купли-продажи (договора возмездного оказания услуг).

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Приказ Минздрава России от 20.10.2017 N 841н
"Об утверждении Порядка представления образцов биомедицинского клеточного продукта, клеточной линии (клеточных линий), медицинских изделий, лекарственных препаратов, веществ, входящих в состав биомедицинского клеточного продукта, применяемых при проведении экспертизы качества биомедицинского клеточного продукта, для проведения экспертизы качества биомедицинского клеточного продукта"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2018 N 50068.

Определены правила представления в экспертную организацию образцов биомедицинского клеточного продукта для проведения экспертизы его качества

Для проведения экспертизы качества организация-заявитель в течение шестидесяти рабочих дней со дня получения от экспертного учреждения уведомления о получении задания Минздрава России представляет в экспертное учреждение для проведения экспертизы качества образцы биомедицинского клеточного продукта (БМКП) и/или иные образцы (клеточной линии, медицинских изделий, лекарственных препаратов для медицинского применения, веществ, входящих в состав БМКП, применяемых при проведении экспертизы).

При получении образцов БМКП экспертное учреждение выдает заявителю документ, подтверждающий получение указанных образцов, и в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня их получения, уведомляет об этом Минздрав России на бумажном носителе или в форме электронного документа.

Установлены в том числе требования к сроку годности представляемых заявителем для проведения экспертизы качества образцов и к их количеству. Представляемые заявителем образцы должны соответствовать требованиям проекта нормативной документации на БМКП.

Проект Приказа Минздрава России
"О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 624н "Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности"

Минздравом России предложена процедура выдачи "больничного" в форме электронного документа

Проектом, подготовленным в соответствии с Федеральным законом от 01.05.2017 N 86-ФЗ "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и статьи 59 и 78 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", вносятся поправки в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, которыми, в числе прочего:

  • устанавливается, что листок нетрудоспособности выдается в форме документа на бумажном носителе либо формируется с письменного согласия застрахованного лица в форме электронного документа застрахованным лицам - гражданам РФ, постоянно или временно проживающим на территории РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), указанным в статье 2 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";

  • предусматривается, что формирование электронных листков нетрудоспособности осуществляется при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также СНИЛС;

  • уточняются случаи и сроки выдачи листка нетрудоспособности на бумажном носителе (устанавливается порядок формирования электронного листка нетрудоспособности) в случае ухода за больным членом семьи и за больным ребенком;

  • устанавливается порядок действий медицинской организации при наличии ошибок в электронном листке нетрудоспособности;

  • корректируется порядок заполнения листка нетрудоспособности на бумажном носителе и предусматривается порядок формирования электронного листка нетрудоспособности.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО. ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЙ

Федеральный закон от 19.02.2018 N 35-ФЗ
"О внесении изменений в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Предусмотрена возможность освобождения от уголовной ответственности по отдельным экономическим преступлениям, совершенным до 1 января 2018 года

Речь идет о преступлениях, предусмотренных статьей 193, частями первой и второй статьи 194, статьями 198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ (это, например, уклонение от уплаты налоговых и таможенных платежей, неисполнение требований законодательства о валютном регулировании и валютном контроле).

Освобождение от ответственности возникает при условии, если лицо является декларантом или лицом, информация о котором содержится в специальной декларации, поданной в соответствии с Федеральным законом "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и если такие деяния связаны с приобретением, использованием либо распоряжением имуществом и/или контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в специальной декларации, и/или с открытием и/или зачислением денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной декларации.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ПРАВОСУДИЕ

Федеральный закон от 19.02.2018 N 22-ФЗ
"Об упразднении некоторых районных судов Республики Мордовия и образовании постоянных судебных присутствий в составе некоторых районных судов Республики Мордовия"

Упразднены малосоставные районые суды Мордовии: Атюрьевский, Большеберезниковский, Большеигнатовский, Дубенский, Ельниковский, Кадошкинский, Кочкуровский, Старошайговский, Теньгушевский

Вопросы осуществления правосудия, отнесенные к их ведению, переданы в юрисдикцию Атяшевского, Инсарского, Ичалковского, Краснослободского, Темниковского, Торбеевского, Чамзинского районных судов, Октябрьского районного суда Саранска.

Данные положения закона вступают в силу по истечении одного года со дня официального опубликования.

На местах упраздненных судов сформированы судебные присутствия.

Федеральный закон от 19.02.2018 N 23-ФЗ
"Об упразднении Пенжинского районного суда Камчатского края и образовании постоянного судебного присутствия в составе Олюторского районного суда Камчатского края"

Пенжинский районный суд Камчатского края будет упразднен с передачей относящихся к его ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию Олюторского районного суда

В составе Олюторского районного суда Камчатского края будет образовано постоянное судебное присутствие в селе Каменское Пенжинского района.

Указанные положения вступают в силу по истечении одного года после дня официального опубликования настоящего закона.

Федеральный закон от 19.02.2018 N 24-ФЗ
"О создании межрайонных судов и об упразднении некоторых районных, городских судов и образовании постоянных судебных присутствий в составе межрайонных судов Тверской области"

В Тверской области создаются межрайонные суды: Бежецкий, Вышневолоцкий, Западнодвинский, Кашинский, Максатихинский, Нелидовский, Осташковский и Торжокский

Определено, что юрисдикция указанных судов распространяется:

- Бежецкого - на территории Бежецкого, Весьегонского, Краснохолмского, Молоковского, Сандовского и Сонковского районов;

- Вышневолоцкого - на территории Вышневолоцкого, Спировского и Фировского районов;

- Западнодвинского - на территории Западнодвинского, Андреапольского и Жарковского районов;

- Кашинского - на территории Кашинского и Кесовогорского районов;

- Максатихинского - на территории Лесного и Максатихинского районов;

- Нелидовского - на территории Нелидовского, Вельского и Оленинского районов;

- Осташковского - на территории Осташковского городского округа, Пеновского и Селижаровского районов;

- Торжокского - на территории Торжокского и Кувшиновского районов.

В составе указанных судов образованы судебные присутствия в отдельных населенных пунктах Тверской области.

Ряд районных и городских судов Тверской области упразднены.

Реформа связана с необходимостью приведения системы районных и городских судов Тверской области в соответствие с требованиями действующего законодательства, а также с низкой нагрузкой судей упраздненных малосоставных районных судов и устойчивые тенденции снижения численности населения районов, в которых они расположены.

Федеральный закон от 19.02.2018 N 27-ФЗ
"О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части урегулирования пределов срока содержания под стражей на досудебной стадии уголовного судопроизводства"

Усовершенствован порядок исчисления и продления срока содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в период досудебного производства

В настоящее время в срок предварительного следствия включается время со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением. При этом срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента заключения подозреваемого или обвиняемого под стражу и до направления прокурором уголовного дела в суд, то есть включает в себя срок содержания под стражей не только в период расследования, но и во время, необходимое прокурору для рассмотрения поступившего к нему уголовного дела.

Федеральным законом установлено, что:

  • в срок содержания под стражей в период досудебного производства включаются срок содержания под стражей в периоды предварительного расследования и рассмотрения уголовного дела прокурором до принятия им необходимого решения. При этом срок содержания под стражей в период предварительного расследования исчисляется с момента заключения подозреваемого, обвиняемого под стражу до направления уголовного дела прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера;

  • по уголовному делу, направляемому прокурору с обвинительным заключением, обвинительным актом, обвинительным постановлением или постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера, по ходатайству следователя или дознавателя срок домашнего ареста или срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу;

  • в случае возвращения прокурором уголовного дела следователю и обжалования данного решения следователем, а также возвращения уголовного дела дознавателю и обжалования данного решения дознавателем по ходатайству следователя или дознавателя срок содержания под стражей может быть продлен для обеспечения принятия вышестоящим прокурором, а также судом решений по поступившему уголовному делу;

  • в необходимых случаях (например, когда срок домашнего ареста или содержания под стражей оказывается недостаточным для принятия судом решения по поступившему уголовному делу) по ходатайству прокурора, возбужденному перед судом в период досудебного производства не позднее чем за 7 суток до истечения срока домашнего ареста или содержания под стражей, срок домашнего ареста или содержания под стражей может быть продлен до 30 суток.

Федеральный закон от 19.02.2018 N 31-ФЗ
"О внесении изменения в статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ закреплены поправки, ранее внесенные в УК РФ, в части исключения отсрочки отбывания наказания лицам, совершившим преступления террористической направленности

Федеральным законом от 07.03.2017 N 33-ФЗ было установлено, что беременной женщине, женщине, имеющей ребенка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, которым назначено наказание в виде лишения свободы за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4 и 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьей 361 УК РФ, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 УК РФ, суд не может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребенком четырнадцатилетнего возраста.

К таким преступлениям относятся отдельные преступления против общественной безопасности (такие как теракт, содействие террористической деятельности и др.), против мира и безопасности (акт международного терроризма), а также отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства, сопряженные с осуществлением террористической деятельности.

Новым Федеральным законом аналогичное положение в части отсрочки исполнения приговора закреплено в пункте 2 части первой статьи 398 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

ПРОКУРАТУРА. ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ. АДВОКАТУРА. НОТАРИАТ

Приказ ФССП России от 18.01.2018 N 20
"Об утверждении формы заявления должника об осуществлении взаимодействия с кредитором и (или) лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, только через представителя либо об отказе от взаимодействия"
Зарегистрировано в Минюсте России 16.02.2018 N 50069.

Обновлена форма заявления должника об осуществлении взаимодействия с кредитором или коллектором

В частности, согласно новой форме заявления, в нем, помимо прочего, указывается номер удостоверения адвоката, реестровый номера адвоката, дата включения адвоката в реестр адвокатов субъекта РФ, а также наименование реестра.

Утратившим силу признан приказ ФССП России от 28.12.2016 N 822 "Об утверждении формы заявления должника об осуществлении взаимодействия с кредитором и (или) лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, только через представителя либо об отказе от взаимодействия", которым была утверждена ранее действовавшая форма аналогичного заявления.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Федеральный закон от 19.02.2018 N 18-ФЗ
"О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об отдельных вопросах применения международных договоров о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти"

Определены особенности перечисления в бюджет пошлин от экспорта российской нефти и нефтепродуктов, осуществляемого с территории Беларуси в 2015 году

Россией ратифицирован соответствующий протокол, подписанный 21 октября 2014 года в Минске, касающийся применения соглашения от 9 декабря 2010 года о порядке зачисления вывозных таможенных пошлин при вывозе нефти и нефтепродуктов.

Согласно протоколу с 1 января по 31 декабря 2015 года при вывозе указанных товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза с территории Беларуси уплаченные (взысканные) суммы вывозных таможенных пошлин, пеней в полном объеме перечисляются в бюджет Беларуси.

Ранее соглашение предполагало перечисление вывозных таможенных пошлин и пеней в полном объеме в бюджет РФ.

Федеральный закон от 19.02.2018 N 19-ФЗ
"О ратификации Девятого дополнительного протокола к Уставу Всемирного почтового союза, принятого XXVI Конгрессом Всемирного почтового союза"

Россией ратифицирован Девятый дополнительный протокол к Уставу Всемирного почтового союза, подписанный 6 октября 2016 года в Стамбуле

Всемирный почтовый союз - ведущая международная межправительственная организация в сфере почтовой связи со штаб-квартирой в Берне, имеющая статус специализированного учреждения ООН. Союз образован в 1874 году при участии России; его членами являются 193 страны мира.

Сфера деятельности организации включает в себя выработку единых принципов организации и функционирования международного почтового обмена, порядка согласования тарифов и системы взаиморасчетов между странами - членами союза за международные почтовые отправления.

Протокол предусматривает внесение изменений в Устав ВПС 1964 года. Уточнено, в частности, что страны, которые принимают устав, составляют единую почтовую территорию для взаимного обмена почтовыми отправлениями. Уточнено также определение термина "почтовое отправление". Регламент письменной корреспонденции и Регламент почтовых посылок объединены в единый документ.

Федеральный закон от 19.02.2018 N 20-ФЗ
"О ратификации Протокола между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о внесении изменений в Соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Республики Беларусь за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти, от 9 декабря 2010 года и об отдельных вопросах его применения"

Россия и Беларусь договорились о распределении между бюджетами двух стран таможенных пошлин, уплачиваемых при экспорте с белорусской территории российской нефти и нефтепродуктов в 2015 и последующих годах

Россией ратифицирован соответствующий протокол, подписанный 29 мая 2014 года в Астане, об изменении соглашения от 9 декабря 2010 года о порядке зачисления вывозных таможенных пошлин при экспорте российской нефти и нефтепродуктов с территории Беларуси.

Протоколом установлено, что при экспорте указанных товаров сумма уплаченных (взысканных) в течение календарного месяца вывозных таможенных пошлин, пеней, не превышающая 125 млн. долларов США, перечисляется в бюджет Беларуси. Сумма, превышающая указанный объем, перечисляется в бюджет РФ.

Федеральный закон от 19.02.2018 N 21-ФЗ
"О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца от 5 октября 2004 года"

Россией ратифицированы изменения в соглашение с Беларусью об использовании миграционной карты

Соответствующий протокол был подписан 6 апреля 2017 года в Гродно и предусматривает освобождение от получения миграционной карты иностранных граждан, временно или постоянно проживающих на территориях государств - сторон соглашения, а также членов экипажей морских и речных судов, заходящих в морские и речные порты государств сторон. Кроме того, освобождаются от получения миграционных карт иностранные граждане, пересекающие границу Беларуси для временного пребывания на ее территории.