Новое в Федеральном законодательстве

16.03.2018

Выпуск от 16.03.2018

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк
системы
КонсультантПлюс 16 марта 2018 г.


ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Указ Президента РФ от 15.03.2018 N 109

"О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"

Уточнены положения государственной программы по переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом

В частности, из Программы исключено положение, согласно которому ее участники осуществляли добровольный выбор территории вселения с учетом предоставляемых в рамках Программы и региональных программ переселения гарантий, социальной поддержки, а также условий проживания. Уточнено также, что региональные программы переселения Московской области, Москвы и Санкт-Петербурга разрабатываются при наличии потребности экономики указанных субъектов РФ в переселенцах и возможности по их приему и обустройству.

Кроме того, определено, что в случае расторжения брака между супругами, один из которых является участником Программы, за лицами, указанными в свидетельстве участника, сохраняется статус членов семьи участника Программы. В случае добровольного отказа соотечественника от статуса участника Программы или от статуса члена его семьи соотечественник имеет право участвовать в Программе еще один раз при условии возмещения им понесенных государством затрат, связанных с получением соответствующих государственных гарантий и социальной поддержки.

Приказ Минтранса России от 20.12.2017 N 533

"Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта исполнения государственной функции по осуществлению лицензионного контроля деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов"

Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2018 N 50317.

Регламентирован порядок осуществления Ространснадзором лицензионного контроля деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов

Предметом такого контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, лицензионных требований, установленных Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 N 221.

Определено, что при осуществлении лицензионного контроля должностные лица лицензирующего органа имеют право, в том числе:

- входить в здания и служебные помещения лицензиата (включая его филиалы, представительства) при необходимости - в сопровождении специально выделенных работников лицензиата или иных организаций, осуществляющих контроль за соблюдением пропускного режима или охрану лицензиата;

- запрашивать и получать документы, касающиеся предмета проверки, рассматривать эти документы, снимать с них при необходимости копии;

- применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и пресечение нарушений лицензиатами лицензионных требований.

Основанием для включения лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение года со дня принятия решения о предоставлении или переоформлении лицензии, а также истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки. Среди оснований для внеплановой выездной проверки:

- истечение срока исполнения лицензиатом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения;

- поступление в лицензирующий орган обращений, заявлений граждан, в том числе лицензиатов, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, СМИ о фактах грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований.

Срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки в общем случае не может превышать 20 рабочих дней.

В приложении к регламенту приведена контактная информация территориальных органов Ространснадзора.

Разъяснение Президиума ФАС России от 21.02.2018 N 13

"Об информации, составляющей коммерческую тайну, в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, проведении проверок соблюдения антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией"

(утв. протоколом Президиума ФАС России от 21.02.2018 N 2)

ФАС России рассмотрены вопросы применения законодательства о коммерческой тайне при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства

В Разъяснении содержатся, в частности, следующие положения:

  • лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может быть привлечено к ответственности;

  • если антимонопольный орган установит введение обладателем информации режима коммерческой тайны в отношении информации, содержащей сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, то такая информация должна рассматриваться антимонопольным органом как не содержащая коммерческую тайну;

  • наличие в материалах дела информации, составляющей коммерческую тайну, само по себе не может являться основанием для необоснованного ограничения прав лиц, участвующих в деле о нарушении антимонопольного законодательства, по надлежащей подготовке и изложению своей самостоятельной позиции;

  • рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в закрытом заседании допускается в случае необходимости сохранения коммерческой тайны, в том числе при удовлетворении ходатайства лица, участвующего в деле о нарушении антимонопольного законодательства и ссылающегося на такую необходимость;

  • если комиссия антимонопольного органа установит введение обладателем информации режима коммерческой тайны в отношении информации, содержащей сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела в закрытом заседании должно быть отказано;

  • в случае, если при вынесении определения о назначении дела о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению необходим запрос информации, формулирование требований о котором невозможно без указания информации, относящейся к коммерческой тайне, представляется целесообразным запрашивать такую информацию на основании отдельного запроса антимонопольного органа, не включая такие требования в текст указанного определения;

  • в целях обеспечения режима охраны коммерческой тайны комиссии антимонопольного органа при подготовке соответствующих заключений об обстоятельствах дела и решений следует описывать соответствующие обстоятельства и доказательства в объеме, необходимом для принятия соответствующего процессуального решения, без включения информации, непосредственно составляющей коммерческую тайну.

Проект Постановления Правительства РФ "О внесении изменений в приложение N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 г. N 99"

Минфин России предлагает установить дополнительные требования к участникам закупки на оказание услуг по перевозке организованных групп детей

Согласно проекту, к таким требованиям относится наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, с года выпуска которых прошло не более 10 лет, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении, оснащенных в установленном порядке техническими средствами контроля за соблюдением водителем режимов движения, труда и отдыха (тахограф), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Отмечается, что в настоящее время аналогичные требования к перевозке групп детей автобусами предусмотрены Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177.

ЖИЛИЩЕ

Проект Постановления Правительства РФ

"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу договорных отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах и ресурсоснабжающими организациями"

Минстроем России предложен новый порядок договорных отношений в сфере предоставления коммунальных услуг

Проектом вносятся изменения в некоторые акты Правительства РФ, в числе которых:

  • Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354;

  • Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124;

  • Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N 253.

Изменениями, в числе прочего:

  • уточняются обязанности исполнителя, права потребителя коммунальной услуги;

  • устанавливается форма типового договора потребителя с ресурсоснабжающей организацией о предоставлении коммунальных услуг, содержащего в том числе права и обязанности сторон, порядок учета потребления коммунальной услуги, цену и порядок расчетов, порядок ограничения, приостановления, возобновления предоставления коммунальной услуги и другие положения;

  • в договоре ресурсоснабжения закрепляется право для ресурсоснабжающей организации на односторонний отказ от исполнения договора ресурсоснабжения с исполнителем в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления коммунальной услуги в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома при наличии у исполнителя признанной им по акту сверки расчетов или подтвержденной судебным актом задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, равном или превышающем две среднемесячные величины обязательств по его оплате.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 12.02.2018 N 78н

"Об утверждении профессионального стандарта "Работник по оперативно-техническому учету работы локомотивов, моторвагонного подвижного состава железнодорожного транспорта"

Зарегистрировано в Минюсте России 12.03.2018 N 50308.

Минтрудом России утвержден профессиональный стандарт для работников по оперативно-техническому учету работы локомотивов, моторвагонного подвижного состава железнодорожного транспорта

Согласно профстандарту, основная цель деятельности данных специалистов - обеспечение комплексного учета информации по работе локомотивов (МВПС) и своевременного ее ввода в автоматизированную систему.

Предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:

- обработка информации с маршрутов машиниста локомотивов (МВПС) железнодорожного транспорта и ее формирование в автоматизированной системе;

- обработка информации с документов по учету наличия и состояния локомотивов (МВПС) железнодорожного транспорта и ее формирование в автоматизированной системе;

- руководство деятельностью по оперативно-техническому учету работы локомотивов (МВПС) железнодорожного транспорта.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Приказ ФНС России от 12.02.2018 N ММВ-7-17/87@

"Об утверждении формы уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе и формата представления уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе в электронной форме"

Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2018 N 50325.

Пользователи личного кабинета налогоплательщика уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе представляют по утвержденной форме (формату)

Личный кабинет налогоплательщика используется физлицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме.

Для получения документов на бумажном носителе необходимо направить в налоговый орган уведомление по утвержденной форме (формату).

Утрачивает силу приказ ФНС России от 08.06.2015 N ММВ-7-17/231@ "Об утверждении формы и формата уведомления об использовании (об отказе от использования) личного кабинета налогоплательщика, а также порядка и сроков его направления в налоговые органы физическими лицами".

<Информация> ФНС России

<Об обязанности по уплате земельного налога>

Включение земельного участка в зону резервирования для госнужд не освобождает его собственника от уплаты земельного налога

Налоговая инспекция отказала индивидуальному предпринимателю в возврате уплаченного им земельного налога в отношении участка, включенного в зону резервирования для государственных нужд.

Не согласившись с решением налогового органа, индивидуальный предприниматель обратился в суд.

Суды отказали в удовлетворении заявленных требований. Они указали, что обязанность по уплате земельного налога возникает с момента регистрации права собственности и прекращается со дня внесения в ЕГРП записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Наличие ограничений по его использованию не является основанием для возврата уплаченного земельного налога, так как предприниматель остается собственником земельного участка.

<Информация> ФНС России

<О налоге на имущество физических лиц в отношении хозяйственных построек>

Не каждая хозяйственная постройка облагается налогом на имущество физлиц

Во-первых, постройки, которые не регистрируются в ЕГРН (теплицы, хозблоки, навесы, некапитальные строения, временные сезонные сооружения и т.п.), не являются объектом налогообложения.

Во-вторых, если площадь такой постройки не более 50 кв. м, то налог с нее не взимается, при условии, что ее собственник обратился в налоговый орган за предоставлением соответствующей налоговой льготы. Льгота применяется только в отношении одной хозпостройки.

Представительные органы муниципальных образований имеют полномочия для применения льготы устанавливать неограниченное число хозпостроек в пределах муниципального образования или предоставлять льготу в отношении хозпостройки площадью более 50 кв. м.

Проект Постановления Правительства РФ "Об утверждении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов"

Минфином России предложено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок при проведении конкурсов и аукционов, в размере 1 млн. рублей

С 1 июля 2018 года вступает в силу норма Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которой устанавливается значение начальной (максимальной) цены контракта в размере пяти миллионов рублей, при превышении которого у заказчика возникает обязанность установить требование об обеспечении заявок на участие в конкурсах и аукционах, если Правительством РФ не установлено иное.

В целях ограничения участия в закупке недобросовестных участников, а также защиты законных интересов заказчиков по недопущению признания закупки несостоявшейся в связи с отказом победителя от заключения контракта, проектом предусматривается снижение размера начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого у заказчика возникает обязанность установить требование об обеспечении заявок на участие в закупках, до 1 млн. рублей.

Предполагается, что соответствующее постановление Правительства РФ вступит в силу 1 июля 2018 года и будет применяться к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в которых направлены после вступления такого постановления в силу.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Постановление Правительства РФ от 13.03.2018 N 243

"О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719"

Расширен перечень промышленной продукции, в отношении которой могут устанавливаться требования в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории РФ

Указанные требования и перечень промышленной продукции приводятся в постановлении Правительства РФ от 17.07.2015 N 719.

Настоящим Постановлением указанный перечень дополнен разделом XXII "Приборы для измерения", в который включены позиции 26.51.52 "Приборы для измерения или контроля расхода, уровня, давления или прочих переменных характеристик жидкостей и газов" и 26.51.63 "Счетчики потребления или производства газа, жидкости или электроэнергии".

Кроме того, раздел XVII "Продукция отрасли легкой промышленности" дополнен позицией 13.2 "Ткани текстильные", а позиция 28.22.16.111 "Лифты пассажирские" из раздела VI "Продукция тяжелого машиностроения" изложена в новой редакции.

Постановление Правительства РФ от 13.03.2018 N 248

"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N 1320"

Положение об особенностях применения законодательства о государственном регулировании тарифов в сфере ЖКХ на территориях Республики Крым и г. Севастополя приведено в соответствие с действующим законодательством

Федеральным конституционным законом от 28.12.2017 N 5-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" было установлено, что законодательство РФ в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, включая законодательство РФ о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом особенностей, установленных Правительством РФ до 1 марта 2020 года.

Настоящим Постановлением до 1 марта 2020 года продлевается срок действия Положения об особенностях применения законодательства РФ о государственном регулировании тарифов в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, на территориях Республики Крым и г. Севастополя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.12.2014 N 1320.

Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2018 года.

Приказ Госкорпорации "Росатом" от 27.02.2018 N 1/219-П-дсп

"Об утверждении перечня правовых актов и их отдельных частей (положений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках лицензионного контроля деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и порядка ведения указанного перечня"

(Выписка)

Установлен перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при лицензионном контроле деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях

Перечень содержит, в частности:

  • международные договоры РФ и акты органов Евразийского экономического союза;

  • указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ;

  • нормативные правовые акты и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти;

  • нормативные правовые акты органов государственной власти СССР и РСФСР, нормативные правовые акты органов исполнительной власти СССР и РСФСР;

  • законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

  • описание круга лиц и/или перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования.

Проект Приказа Минтранса России "О внесении изменений в Порядок выдачи карточек (карт), используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 мая 2012 г. N 145"

Минтрансом России предложены изменения к порядку выдачи карт, используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах

Проектом, в частности:

- исключается возможность получения неограниченного количества неперсонализированных карточек сервисного центра (мастерской);

- уточняются требования к работникам сервисного центра (мастерской);

- устанавливается, что карта контролера выдается контрольному органу в целом, а не сотруднику контрольного органа;

- корректируются требования к содержанию заявления о выдаче карты сервисного центра (мастерской);

- наименования типов карт, используемых в цифровых контрольных устройствах, устанавливаемых на транспортных средствах, приводятся в соответствие с положениями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Приказ Минпромторга России от 14.02.2018 N 462

"Об утверждении Порядка подтверждения целевого назначения ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, предназначенных для производства фармацевтической продукции, предусмотренных приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320, от 29 июня 2016 г. N 305 и от 30 июня 2017 г. N 293" и классифицируемых кодом ТН ВЭД ЕАЭС 0206"

Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50355.

Определен порядок подтверждения Минпромторгом России целевого назначения ввозимого на территорию РФ сырья, предназначенного для производства фармацевтической продукции

Для подтверждения целевого назначения ввозимого сырья необходимо представить в Министерство заявление, в котором указываются, в числе прочего, наименование и количество сырья, в отношении которого запрашивается подтверждение о целевом назначении, а также его коды (до десятого знака кодирования) в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, информация о стране-экспортере и производителе сырья, код и наименование таможенного органа, в который будут подаваться сведения о заявителе или осуществляться таможенное декларирование.

К заявлению прилагаются:

  • копии контрактов (договоров) и дополнительные соглашения к указанным контрактам (договорам), на основании которых производится ввоз сырья;

  • копия действительного регистрационного удостоверения на лекарственное средство;

  • техническая документация производителя (изготовителя) на изготавливаемый товар (технические условия, технические регламенты и иные документы, позволяющие идентифицировать сырье как используемое для производства фармацевтической продукции);

  • копия титульного листа промышленного регламента и копии разделов промышленного регламента, содержащих сведения о характеристике основного сырья, вспомогательных материалов, полупродуктов с указанием назначения.

По результатам проверки заявления и представленных документов Минпромторгом России готовится проект письма о подтверждении целевого назначения ввозимого на территорию РФ сырья (далее - документ). Документ составляется в 2 экземплярах, один экземпляр выдается заявителю, второй экземпляр отправляется в адрес ФТС России, оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу. Документ действует в течение одного года со дня его подписания.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

<Письмо> Минздрава России N 11-7/10/2-1483, ФФОМС N 3029/26-1/и от 12.03.2018

"О внесении изменений в Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования"

Оплата услуг диализа производится исходя из базового тарифа с применением рекомендуемых коэффициентов относительной затратоемкости

В Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств внесен ряд поправок.

Установлено, в частности, что тарифным соглашением устанавливается базовый тариф на оплату диализа (код услуги А18.05.002 "Гемодиализ"), рассчитанный в соответствии с Методикой расчета тарифов и включающий в себя расходы, определенные частью 7 статьи 35 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

Для последующего расчета остальных услуг диализа, оказываемых на территории субъекта Российской Федерации, к базовому тарифу применяются рекомендуемые коэффициенты относительной затратоемкости.

Рекомендуемые коэффициенты приведены в Приложении 4 к письму.