Новое в Федеральном законодательстве

14.09.2018

Выпуск от 14.09.2018

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк
системы
КонсультантПлюс 14 сентября 2018 г.


ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

"Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека за I квартал 2018 года"

Роспотребнадзором обобщена практика контрольно-надзорной деятельности в области эпидемиологии, гигиены детей и подростков, коммунальной гигиены, гигиены труда, питания, защиты прав потребителей за I квартал 2018 года

В обзоре в том числе:

  • проанализированы положения новых нормативно-правовых актов;

  • сообщается, что планирование проверок в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществлялось с применением риск-ориентированной модели организации контрольно-надзорной деятельности, применялись проверочные листы (списки контрольных вопросов), при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей плановые проверки не были запланированы;

  • проанализированы основные нарушения обязательных требований, даны рекомендации по соблюдению обязательных требований, приведен перечень основных статей КоАП РФ, за нарушение которых в I квартале 2018 года принимались административные меры.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Обзор судебной практики Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по рассмотрению дел, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью (утв. президиумом Арбитражного суда Северо-Кавказского округа 28.05.2018)

Арбитражным судом Северо-Кавказского округа обобщена практика рассмотрения дел, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью

В обзоре приводятся, в частности, следующие выводы:

  • при применении срока исковой давности по требованиям акционера о признании недействительными сделок акционерного общества, в совершении которых имеется заинтересованность, необходимо учитывать наличие у истца возможности быть информированным о совершении сделки и знать основания ее недействительности;

  • в случае когда решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью об одобрении крупной сделки признано недействительным, такая сделка также может быть признана недействительной, если при рассмотрении дела в суде доказано, что другая сторона по такой сделке знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества крупной сделкой, и (или) отсутствует надлежащее согласие на ее совершение;

  • разрешая вопрос о том, когда истец (единственный участник общества с ограниченной ответственностью, не являющийся его единоличным исполнительным органом) узнал о совершении обществом крупной сделки, следует проверить, не утверждал ли он бухгалтерский отчет общества, в котором содержатся сведения об оспариваемой сделке;

  • мировое соглашение, являющееся крупной сделкой, не может быть утверждено судом в отсутствие сведений о его одобрении участниками общества с ограниченной ответственностью, если в обществе имеется корпоративный конфликт между двумя участниками, владеющими равными долями в уставном капитале;

  • сделка с заинтересованностью может быть признана ничтожной, если она является звеном в цепи сделок, направленных на приобретение имущества акционерного общества его руководителем по цене значительно ниже рыночной стоимости.

ЖИЛИЩЕ

Приказ Минсельхоза России от 13.08.2018 N 363
"Об утверждении предельных значений общей стоимости и количества проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку"
Зарегистрировано в Минюсте России 12.09.2018 N 52135.

Увеличены предельные значения общей стоимости проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку

Предельное значение общей стоимости проекта комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку, устанавливаемое в целях предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, определено на 2019 год на уровне:

- при объеме жилищной застройки не менее 10 домов - 111 млн. рублей (в 2018 году - 106 млн. руб.);

- при объеме жилищной застройки не менее 20 домов - 185 млн. рублей (в 2018 году - 176 млн. рублей);

- при объеме жилищной застройки не менее 50 домов - 408 млн. рублей (в 2018 году - 389 млн. рублей).

Утратившим силу признан Приказ Минсельхоза России от 14.08.2017 N 402 "Об утверждении предельных значений общей стоимости и количества проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку".

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Постановление Правительства РФ от 08.09.2018 N 1072
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу инвестирования средств пенсионных накоплений и временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании в ценные бумаги"

Уточнены условия инвестирования средств пенсионных накоплений и временно свободных средств государственной корпорации, государственной компании в ценные бумаги

Поправками, в том числе:

  • установлены уровни кредитных рейтингов, присвоенные кредитным рейтинговым агентством АО "Рейтинговое агентство "Эксперт РА", которым должны соответствовать выпуски ценных бумаг, в которые инвестируются средства пенсионных накоплений, переданные ПФ РФ в доверительное управление управляющей компании, государственной корпорации, государственной компании, средства выплатного резерва и средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым установлена срочная пенсионная выплата;

  • предусмотрено, что Правительство РФ вправе принимать решения о допуске к инвестированию временно свободных средств отдельных государственных корпораций, государственной компании в акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ, выпущенные отдельными эмитентами и не соответствующие некоторым установленным требованиям (в т.ч. эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства)).

<Письмо> Казначейства России от 11.09.2018 N 07-04-05/14-19379
"О постановке на учет бюджетных обязательств в ЕИС"

Казначейство России информирует, что в период с 29.09.2018 по 01.10.2018 включительно в Единой информационной системе в сфере закупок запланировано проведение регламентных работ

В связи с тем, что в соответствии с Порядком учета территориальными органами Казначейства России бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н, сведения о принимаемых бюджетных обязательствах формируются не позднее трех рабочих дней до дня направления на размещение в ЕИС извещения об осуществлении закупки в форме электронного документа, Казначейство России рекомендует обеспечить постановку на учет принимаемых бюджетных обязательств в срок до 25.09.2018, с целью размещения извещения об осуществлении закупки в ЕИС не позднее 28.09.2018 (до начала регламентных работ).

Кроме того, Казначейство России обращает внимание, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что внесение изменений в план-график закупок по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

В связи с тем, что внесение изменений в планы-графики закупок следует осуществлять не позднее чем за 10 дней до публикации в ЕИС извещения об осуществлении закупки, Казначейство России рекомендует обеспечить внесение изменений в планы-графики закупок (при необходимости) в срок до 17.09.2018.

Формирование и направление принимаемых бюджетных обязательств на постановку на учет рекомендуется осуществлять непосредственно сразу после внесения изменений в планы-графики закупок.

<Информация> ФНС России
<О новом формате обращений граждан в ФНС России>

В сервисе "Обратиться в ФНС России" предусмотрены подсказки для формирования физлицом сообщения

Новая функция сервиса "Обратиться в ФНС России" позволит сообщить о своей ситуации тем гражданам, которые не являются пользователями "Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц" или утратили доступ к нему.

Для удобства налогоплательщиков в сервисе выделены основные группы ситуаций, по которым чаще всего поступают обращения: об объектах налогообложения и расчете налога, о персональных данных и применении льгот.

Сообщается, что для составления сообщения необходимо:

  • выбрать интересующий вопрос,

  • указать номер налогового уведомления, в котором содержатся некорректные сведения,

  • заполнить поле, в каком именно реквизите документа была допущена ошибка,

  • указать номер инспекции, которая ее допустила.

Если информация, которую сообщил налогоплательщик, подтвердится - инспекция произведет перерасчет налога и уведомит об этом налогоплательщика, а если не подтвердится - будет направлен соответствующий ответ.

<Информация> ФНС России
<О невозможности применения ЕСХН налогоплательщиком, если он не является собственником сельскохозяйственной продукции>

Для применения ЕСХН налогоплательщик должен быть собственником производимой сельхозпродукции

Соответствующий вывод сформулирован Верховным Судом РФ в Определении от 14.08.2018 N 307-КГ18-11239 по делу о признании недействительным решения налогового органа о привлечении налогоплательщика, применявшего ЕСХН, к ответственности и доначислении ему налогов в соответствии с общей системой налогообложения.

В спорной ситуации налогоплательщик (исполнитель) оказывал услуги по содержанию, обслуживанию, выращиванию пушных зверей (норки). Для этих целей общество (заказчик) предоставляло ему в безвозмездное пользование свое имущество (пушного зверя). Договор предусматривал, что приплод, продукция и доходы, полученные исполнителем, являются собственностью заказчика.

Налоговая инспекция пришла к выводу, что налогоплательщик был не вправе применять ЕСХН, так как сам не являлся сельскохозяйственным товаропроизводителем, а также собственником сырья и производимой продукции.

Суды апелляционной и кассационной инстанций поддержали позицию инспекции, указав, что налогоплательщик неправомерно применял ЕСХН, поскольку доход, полученный за оказанные услуги, не может квалифицироваться как доход от реализации произведенной собственной сельхозпродукции, как того требует пп. 1 п. 2 ст. 346.2 НК РФ.

Верховный Суд РФ отказал налогоплательщику в передаче кассационной жалобы в Судебную коллегию по экономическим спорам.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Информационное письмо Банка России от 12.09.2018 N ИН-014-12/61
"По вопросам применения Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части функционирования механизма реабилитации клиентов"

Банком России даны ответы на вопросы, связанные с обжалованием клиентами кредитных и некредитных финансовых организаций решений об отказе от проведения операции и заключения договора банковского счета

В письме содержатся разъяснения по следующим вопросам:

  • о периоде времени, на который распространяется механизм реабилитации клиентов в случае отказа от проведения операции или отказа от заключения договора банковского счета (вклада);

  • о порядке и об объеме информирования финансовыми организациями своих клиентов о причинах отказа;

  • о порядке исполнения финансовой организацией решения межведомственной комиссии, созданной при Банке России, об отсутствии оснований, в соответствии с которыми финансовой организацией ранее было принято решение об отказе;

  • об условиях возобновления кредитной организацией отношений с клиентом, с которым был расторгнут договор банковского счета (вклада) при принятии в течение календарного года двух и более решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, в случае принятия межведомственной комиссией решения об отсутствии оснований для ранее принятого кредитной организацией решения об отказе от проведения операции.

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

Приказ Минфина России от 12.09.2018 N 2204
"Об эмиссии облигаций федерального займа для физических лиц дополнительного выпуска N 53003RMFS"

Минфин России информирует об эмиссии облигаций федерального займа для физических лиц (ОФЗ-н), состоящей из одного дополнительного выпуска

Объем дополнительного выпуска составит 5 000 000 000 рублей при номинальной стоимости одной облигации 1000 рублей.

Дата начала размещения облигаций - 17 сентября 2018 г., дата окончания размещения облигаций - 22 марта 2019 года.

Круг потенциальных владельцев: совершеннолетние граждане РФ, а также ПАО Сбербанк и Банк ВТБ (ПАО) в качестве Агентов.

Устанавливается, что минимальное количество облигаций, доступных для приобретения одним физическим лицом по каждому поручению, поданному Агенту - 30 штук, при этом максимальное количество облигаций, которым может владеть одно физическое лицо - 15 000 штук.

Приводятся процентные ставки купонного дохода и даты его выплаты.

ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

"Методические рекомендации по вопросу представления резидентами подтверждающих документов в уполномоченные банки по поставленным в уполномоченных банках на учет контрактам"
(утв. Банком России 12.09.2018 N 22-МР)

Банк России разъяснил порядок представления резидентами подтверждающих документов по контрактам, принятым на учет

При исполнении обязательств по такому контракту резидент, в частности, должен представить в банк документы, подтверждающие исполнение обязательств способом, отличным от расчетов (акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные документы, в том числе используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций).

По общему правилу, составление отдельных документов специально для целей валютного контроля не требуется.

Сообщается, что резидент может располагать как совокупностью видов документов, подтверждающих исполнение обязательств способом, отличным от расчетов, так и одним таким документом.

Так, например, при экспорте услуг в сфере информационных технологий документы, подтверждающие факт оказания услуги (акт об оказанных услугах, акт сдачи-приемки и т.п.), не оформляются. В этом случае подтверждающим документом для целей валютного контроля может являться инвойс, счет-оферта и т.п.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

"Рекомендации Росаккредитации по вопросам оформления и подачи заявлений об аккредитации, о расширении области аккредитации, сокращении области аккредитации и проведении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица"
(утв. Росаккредитацией)

Росаккредитацией разъяснены требования к заполнению заявлений об аккредитации

Сообщается, в частности:

- о лицах, имеющих право подписания заявлений;

- о порядке подписания заявления;

- об определении областей аккредитации, включаемых в заявление.

Также указывается, что заявления подлежат возвращению без рассмотрения в случаях:

  • отсутствия сведений о лице в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;

  • нарушения установленных законодательством требований к заявлению или прилагаемым к ним документам;

  • подписания заявления неуполномоченным лицом;

  • наличия на момент подачи заявления в органе по аккредитации аналогичного заявления от того же лица.

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО

Постановление Правительства РФ от 11.09.2018 N 1082
"О ставках и базе для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение"

Установлены размеры ставок для исчисления таможенных сборов за таможенное сопровождение и хранение

В Постановлении приводятся ставки и база для исчисления таможенных сборов:

  • за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава в зависимости от расстояния;

  • за осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна независимо от расстояния перемещения;

  • за хранение на складе временного хранения таможенного органа.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

"Памятка для граждан о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи"
(утв. Минздравом России)

Минздрав России напоминает гражданам РФ, какую гарантированную медицинскую помощь они могут получить без взимания платы

Специально подготовленная памятка содержит, в частности, информацию о том, какие виды медицинской помощи оказываются бесплатно, каковы предельные сроки ожидания медицинской помощи, какие услуги не подлежат оплате за счет личных средств граждан, куда обращаться по возникающим вопросам при нарушении права на бесплатную медицинскую помощь.

Также сообщается о праве граждан на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и иных услуг), предоставляемых дополнительно при оказании медицинской помощи.

Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.09.2018 N 17
"О Руководстве по качеству лекарственных препаратов для ингаляций и назальных лекарственных препаратов"

Государствам - членам ЕАЭС рекомендовано к применению Руководство по качеству лекарственных препаратов для ингаляций и назальных лекарственных препаратов

Руководство определяет общие подходы к качеству и безопасности лекарственных препаратов для ингаляций и назальных лекарственных препаратов, которые следует включать в регистрационные досье лекарственных препаратов.

Руководство распространяется на лекарственные препараты для медицинского применения, предназначенные для доставки действующих веществ к легким или к слизистой оболочке носа с целью обеспечения местного или системного действия.

Руководство рекомендовано к применению по истечении 6 месяцев с даты опубликования настоящей Рекомендации на официальном сайте ЕАЭС.

<Письмо> Росздравнадзора от 12.09.2018 N 01и-2222/18
"О сведениях, в обязательном порядке предоставляемых в Росздравнадзор"

Росздравнадзор напоминает о необходимости предоставления организациями обязательных сведений в целях выборочного контроля качества лекарственных средств для медицинского применения

Росздравнадзор проводит сбор и обработку сведений о сериях, партиях лекарственных средств, поступающих в гражданский оборот в РФ, в обязательном порядке предоставляемых организациями - производителями лекарственных средств в РФ и импортерами. Сбор и обработка информации осуществляются Росздравнадзором с учетом государственного реестра лекарственных средств, данные которого предоставляются Минздравом России.

Для сбора и обработки сведений о сериях, партиях лекарственных средств, поступающих в гражданский оборот в РФ, Росздравнадзор предоставляет организациям авторизованный доступ к Автоматизированной информационной системе Росздравнадзора.

Порядком осуществления выборочного контроля качества лекарственных средств для медицинского применения, утвержденным Приказом Росздравнадзора от 07.08.2015 N 5539, определен перечень обязательных сведений, которые должны предоставляться в Росздравнадзор.

Срок предоставления указанных сведений не должен превышать 5 рабочих дней после подтверждения уполномоченным лицом отечественного производителя лекарственных средств соответствия серии лекарственного средства требованиям, установленным при их государственной регистрации (разрешение на выпуск), или после выпуска таможенными органами лекарственных средств под определенную таможенную процедуру (в случае ввоза лекарственных средств в РФ с территории государств - членов ЕАЭС - с даты осуществления ввоза лекарственных средств на территорию РФ).

Приведен анализ нарушений, выявленных при обработке сведений, предоставленных в электронном виде, о сериях, партиях лекарственных средств, поступивших в гражданский оборот в РФ. Непредставление или несвоевременное представление сведений, если их представление является обязательным в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья, либо представление заведомо недостоверных сведений влечет административную ответственность.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Постановление Правительства РФ от 11.09.2018 N 1081
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"

Правила внутреннего контроля должны быть актуализированы в целях реализации мер по противодействию финансированию распространения оружия массового уничтожения

В Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" были внесены многочисленные изменения. В частности, Федеральным законом от 23.04.2018 N 90-ФЗ требования указанного выше закона были распространены на случаи финансирования распространения оружия массового уничтожения.

В этой связи вносятся корректирующие изменения в ряд нормативных правовых актов Правительства РФ, предусматривающие, в частности:

  • требования к наличию в программе, регламентирующей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, порядка получения информации от Росфинмониторинга об организациях и физических лицах, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения;

  • уточнение перечня информации и порядка ее представления в Росфинмониторинг;

  • уточнение порядка формирования перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму на основании сведений международных организаций, осуществляющих борьбу с терроризмом.