Новое в Федеральном законодательстве

12.04.2017

Выпуск от 12.04.2017

КонсультантПлюс: НОВОЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ                                                                                

Исключительные права на представленный обзор                                                                                
принадлежат АО "Консультант Плюс".                                                                                

Обзор документов, введенных в информационный банк                                                                                
системы КонсультантПлюс 12 апреля 2017 г.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Постановление Правительства РФ от 07.04.2017 N 420

"Об утверждении Положения о Национальном фондохранилище отечественных печатных изданий"

Утверждено положение о деятельности Национального фондохранилища отечественных печатных изданий

Национальное фондохранилище создано в целях постоянного хранения всех изготовленных на территории РФ, за ее пределами по заказу организаций и отдельных лиц, находящихся в ведении Российской Федерации, печатных изданий и печатных изданий в электронной форме.

Комплектование Национального фондохранилища печатными изданиями и печатными изданиями в электронной форме, их государственную регистрацию (библиографическую и статистическую), предоставление справочной информации в отношении печатных изданий и печатных изданий в электронной форме по запросам государственных органов, а также государственных и общественных организаций осуществляет Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС).

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Проект Федерального закона

"О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)"

Очередность погашения потребительского кредита при недостаточности суммы для полного удовлетворения требований кредитора предлагается привести в соответствие с ГК РФ

Согласно части 20 статьи 5 Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" в действующей редакции, сумма произведенного заемщиком платежа по договору потребительского кредита (займа) в случае, если она недостаточна для полного исполнения обязательств заемщика по договору потребительского кредита (займа), погашает задолженность заемщика в следующей очередности:

  • задолженность по процентам;

  • задолженность по основному долгу;

  • неустойка (штраф, пеня) в размере, определенном в соответствии с частью 21 статьи 5 указанного Федерального закона;

  • проценты, начисленные за текущий период платежей;

  • сумма основного долга за текущий период платежей;

  • иные платежи, предусмотренные законодательством о потребительском кредите (займе) или договором потребительского кредита (займа).

Минюст России предлагает привести указанную норму в соответствие со статьей 319 ГК РФ, установив, что сумма произведенного платежа, недостаточная для исполнения денежного обязательства полностью, при отсутствии иного соглашения погашает прежде всего издержки кредитора по получению исполнения, затем - проценты, а в оставшейся части - основную сумму долга.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Приказ Минтруда России от 13.03.2017 N 276н

"Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по энергетическому обследованию объектов капитального строительства"

Зарегистрировано в Минюсте России 04.04.2017 N 46240.

Утвержден профессиональный стандарт для специалистов по энергетическому обследованию объектов капитального строительства

Согласно стандарту основной целью деятельности данных специалистов является определение потенциала энергосбережения и оценка экономии энергетических ресурсов, полученной при реализации энергоресурсосберегающих мероприятий.

Стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами следующих функций:

- выполнение работ по энергетическому обследованию оборудования электротехнических систем;

- выполнение работ по энергетическому обследованию оборудования теплотехнических систем;

- выполнение работ по энергетическому обследованию оборудования санитарно-технических систем;

- экспертиза энергетических паспортов и отчетной документации, составленных по результатам энергетического обследования объектов капитального строительства;

- организационная деятельность по проведению энергетического обследования объектов капитального строительства.

Стандартом установлены требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения каждой из функций.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Приказ ФСС РФ от 25.01.2017 N 9

"Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

Зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2017 N 46301.

Утверждены формы документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов "на травматизм"

Приказом утверждаются, в частности, формы: решений о проведении, приостановлении, возобновлении выездной проверки страхователя; о продлении (об отказе в продлении) сроков предоставления документов; справки о проведенной выездной проверке страхователя; акта камеральной проверки; акта выездной проверки.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Постановление Правительства РФ от 07.04.2017 N 416

"О внесении изменений в перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"

Расширен перечень технологического оборудования, ввоз которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость

Перечень технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в России, ввоз которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость, утвержден Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2009 года N 372.

Настоящим Постановлением в указанный Перечень включен дополнительно ряд позиций, в частности: оборудование комплектной установки пиролиза; установка по производству метанола; оборудование установки по производству линейного полиэтилена низкой плотности/полиэтилена высокой плотности мощностью 800 тыс. тонн в год; линия по изготовлению трехмерных керамических многослойных модулей.

<Письмо> ФНС России от 04.04.2017 N СА-4-7/6265@

<О постановлении Конституционного Суда РФ от 24.03.2017 N 9-П>

Налоговым органам предписано руководствоваться правовой позицией Конституционного Суда РФ при взыскании сумм ошибочно предоставленных налоговых вычетов по НДФЛ

С учетом разъяснений Конституционного Суда РФ, содержащихся в постановлении от 24.03.2017 N 9-П о праве налоговых органов на обращение в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения, сообщается, в частности, следующее:

  • в случае выявления фактов неправомерного (ошибочного) предоставления имущественных налоговых вычетов по НДФЛ налоговые органы вправе без проведения налоговых проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки обратиться в суды с исками о взыскании соответствующих сумм;

  • обращение в суды с такими исками не должно носить произвольный характер и возможно только в том случае, когда данная мера оказывается единственно возможным способом защиты интересов бюджета;

  • налоговый орган вправе требовать взыскания только суммы неосновательного обогащения, которая равна сумме ошибочно предоставленного имущественного вычета. Исключение составляют ситуации, когда имеются исчерпывающие доказательства того, что неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика;

  • если предоставление вычета было обусловлено ошибкой налогового органа, требование о взыскании может быть заявлено в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения; если предоставление вычета обусловлено противоправными действиями налогоплательщика - в течение трех лет с момента, когда налоговый орган узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления вычета.

<Письмо> ФНС России от 05.04.2017 N БС-4-21/6407@

"О направлении писем Минфина России и Минэкономразвития России по вопросу отнесения земельных участков, предоставленных арбитражным судам, к земельным участкам, ограниченным в обороте"

В отношении земельных участков, занимаемых арбитражными судами, не может применяться ставка земельного налога, предусмотренная для земельных участков, ограниченных в обороте

Налоговые ставки, не превышающие 0,3 процента, применяются, в частности, в отношении земельных участков, ограниченных в обороте, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Согласно разъяснениям Минэкономразвития России земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным арбитражным судам, которые не предназначены для целей, перечисленных в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ, не являются ограниченными в обороте.

<Письмо> ФНС России от 06.04.2017 N БС-4-21/6466@

"О направлении письма Минфина России о порядке налогообложения имущества кредитных организаций, учитываемого на счетах бухгалтерского учета 619, 620 и 621"

Минфином России скорректированы разъяснения по вопросу налогообложения имущества, учитываемого кредитными организациями на счетах бухгалтерского учета 619, 620 и 621

На основании Положения Банка России от 22.12.2014 N 448-П основными средствами не являются объекты имущества, классифицированные кредитной организацией в качестве недвижимости, временно неиспользуемой в основной деятельности, долгосрочных активов, предназначенных для продажи, средств труда, полученных по договорам отступного, залога, назначение которых не определено, учитываемые на балансовых счетах 619, 620, 62101.

В этой связи имущество, учитываемое на указанных счетах бухгалтерского учета, не признается объектом налогообложения налогом на имущество организаций на основании пункта 1 статьи 374 НК РФ.

При этом обращено внимание на положения статьи 378.2 НК РФ, предусматривающей особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе организации в качестве объектов основных средств.

Если в субъекте РФ установлены соответствующие особенности определения налоговой базы, то кредитные организации в отношении жилых домов и жилых помещений, учитываемых на балансовых счетах 619, 620, 621, обязаны уплачивать налог на имущество в соответствии с установленным порядком.

С учетом изложенного сообщается, что письмо Минфина России от 05.02.2016 N 03-05-04-01/5884 действует в части, не противоречащей настоящему письму, а письмо Минфина России от 01.07.2016 N 03-05-04-01/39869 не применяется.

<Письмо> ФНС России от 06.04.2017 N БС-4-21/6506@

"О налогообложении земельных участков, используемых войсками и подведомственными учреждениями национальной гвардии Российской Федерации"

Налогообложение земельных участков, используемых войсками и подведомственными учреждениями Росгвардии, осуществляется с учетом их фактического использования

При исчислении налога на имущество организаций применяется налоговая ставка, не превышающая 0,3 процента, в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Для отнесения земельного участка к землям, предоставленным для нужд безопасности, необходимым условием является использование его для обеспечения деятельности, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности".

Соответственно, если земельные участки отвечают данному условию, то их налогообложение осуществляется с применением указанной выше налоговой ставки.

Письмо Минфина России от 31.03.2017 N 03-12-11/2/19039

Для целей соотнесения с пороговым значением прибыль КИК определяется без учета ее уменьшения на величину выплаченных дивидендов

Пороговые значения прибыли КИК, установленные в целях освобождения ее от налогообложения, предусмотрены пунктом 7 статьи 25.15 НК РФ.

В письме Минфина России отмечено также, что положения НК РФ о порядке пересчета в рубли прибыли (убытка) КИК, выраженной в иностранной валюте, уменьшенной на величину дивидендов (распределенной прибыли), относятся к порядку расчета налоговой базы по налогу на прибыль, а не к определению ее величины в целях сопоставления с пороговыми значениями.

Письмо Минфина России от 03.04.2017 N 03-07-08/19407

Услуги по предоставлению иностранной компанией прав на использование программ для ЭВМ путем предоставления кода доступа к ним не облагаются НДС

Услуги по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ путем предоставления удаленного доступа к ним относятся к услугам в электронной форме, поименованным в статье 174.2 НК РФ, устанавливающей особенности исчисления и уплаты налога при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме.

При этом Минфин России указал, что услуги по предоставлению прав на использование программ для ЭВМ на основании лицензионного договора подлежат освобождению от налогообложения НДС на основании подпункта 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ.

БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Информационное письмо Банка России от 06.04.2017 N ИН-03-41/15

"О применении нормативных актов Банка России"

Банк России доводит до сведения кредитных организаций информацию о классификации ссудной задолженности

Сообщается, что сведения о неисполнении (ненадлежащем исполнении) заемщиком обязательств по ссудам, предоставленным иными кредитными организациями - кредиторами в соответствии с подпунктом 3.9.2 пункта 3.9 Положения Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" относятся к иным существенным факторам, которые могут повлиять на принятие кредитной организацией решения о классификации ссуды в более низкую категорию качества, чем это предусмотрено таблицей 1 пункта 3.9 Положения N 254-П.

При наличии информации об указанных в подпункте 3.9.2 пункта 3.9 Положения N 254-П иных существенных факторах, не использованных кредитной организацией, ссуда может быть классифицирована Банком России, его территориальным учреждением в иную категорию качества, чем категория качества, в которую ссуда классифицирована кредитной организацией.

<Информация> Банка России

"Условия и форматы представления страховщиками отчетности в порядке надзора за первый квартал 2017 года в форме электронных документов"

Установлен порядок представления в Банк России отчетности страховых организаций за первый квартал 2017 года в электронном виде

Отчетность представляется через личный кабинет субъектов страхового дела, ссылка на который размещена на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Страховщики представляют отчетность в виде набора файлов, упакованного в один архив формата ".zip". Файлы должны обеспечивать считывание и контроль показателей отчетности.

При представлении отчетности страховой организацией должны быть обеспечены следующие условия:

  • соблюдение контрольных соотношений показателей отчетности, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

  • соответствие электронной подписи государственным стандартам (ГОСТ) и установленным требованиям.

Приводятся требования к форматам файлов и к электронной подписи.

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ. СТАТИСТИКА

Информация Банка России

"Контрольные соотношения показателей отчетности в порядке надзора страховщиков за первый квартал 2017 года"

Страховщикам необходимо обеспечить соблюдение контрольных соотношений показателей при формировании отчетности в порядке надзора за первый квартал 2017 года

Контрольные соотношения отражают взаимосвязь показателей отчетности и применяются для определения правильности ее формирования.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Приказ Минстроя России от 30.03.2017 N 663/пр

"О внесении изменения в Методические рекомендации по созданию специализированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и обеспечению их деятельности, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 января 2016 г. N 41/пр"

Уточнены рекомендации региональному оператору, связанные с осуществлением фото- и видеонаблюдения за ходом проведения капремонта в многоквартирных домах

Региональному оператору рекомендовано обеспечить фото- и/или видеонаблюдение за ходом проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах с размещением фото- и видеоотчетов о проведенном капитальном ремонте на официальном сайте регионального оператора в сети "Интернет". Ранее предлагалось проводить трансляцию проведения работ в режиме реального времени на официальном сайте регионального оператора, а также размещение в СМИ и ресурсах сети "Интернет" фото- и/или видеоотчетов о проведенном капитальном ремонте.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Проект Федерального закона N 147239-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О полиции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

На действия сотрудников полиции предлагается распространить принцип "презумпции доверия"

Депутатами Госдумы подготовлен законопроект, направленный на усиление гарантий защиты прав граждан и уточнение прав и обязанностей сотрудников органов полиции

В частности, в обязанности сотрудников полиции законопроектом вменяется: разъяснение гражданину причин и оснований применения к нему мер, ограничивающих права и свободы; сообщение родственнику или близкому лицу пострадавшего о принятых мерах помощи, и о направлении его в медицинскую организацию; осуществление розыска лиц, утративших связь с родственниками; предоставление сведений о наличии (отсутствии) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования и о нахождении лица в розыске.

Законопроектом предусматривается и расширение прав сотрудников полиции, в том числе на вскрытие транспортного средства в целях спасения граждан или в случае, если в нем забаррикадировалось лицо, совершившее (совершающее) преступление; на осуществление в границах территорий, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, осмотра граждан, находящихся при них вещей, транспортных средств и грузов с участием водителей или сопровождающих груз граждан для предупреждения проноса (провоза) предметов, свободный оборот которых ограничен или запрещен; на проникновение на земельные участки и территории для задержания лиц, застигнутых на месте преступления.

Кроме того, законопроектом уточняются полномочия сотрудников полиции по применению оружия в целях предотвращения теракта, освобождения заложников, отражения вооруженного группового нападения на критически важные и потенциально опасные объекты, административные здания.