17.09.2018

КонсультантПлюс: ГОСЗАКУПКИ: ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

Исключительные права на представленный обзор                    
принадлежат АО "Консультант Плюс".  

Обзор документов, введенных в информационный банк системы КонсультантПлюс с 17 по 21 сентября 2018 года.


21.09.2018

Минкомсвязь предложила типовые условия контрактов на разработку программ ЭВМ

Контракты нужно будет составлять с учетом разработанного проекта, если госзаказчику потребуются работы:

- по созданию, развитию или адаптации программ для ЭВМ, в том числе в составе сложного объекта, а также ПО информационных систем;

- по разработке проектной, сопроводительной, методической и иной документации к программам.

Размер НМЦК не будет иметь значения.

В документе пока указаны устаревшие коды по ОКПД для закупаемых работ: 72.21.11.000 и 72.22.12. Полагаем, их заменят на актуальные.

Типовые условия будут обязательны для закупок, объявленных после вступления в силу приказа.

Документ: Проект приказа Минкомсвязи (http://regulation.gov.ru/projects#npa=84000)

Общественные слушания заканчиваются 28 сентября 2018 года


20.09.2018

ФАС России рассказала о частых нарушениях в госзакупках

Контрольный орган подобрал практику, где суд поддержал его позицию. Перечислим основные выводы, которых стоит придерживаться при составлении документации, рассмотрении заявок участников и заключении контракта.

Не требуйте сведений о товаре, которые можно получить только в результате дополнительных исследований и испытаний

Заказчик потребовал указать не только конкретные показатели товара, но и показатели материалов и технологий, применяемых при его изготовлении, а также сведения о результатах испытаний. Это признали ограничением конкуренции, так как Закон N 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь товар в наличии при заполнении заявки.

Чтобы определить, присутствуют ли в техзадании излишние требования, контрольные органы и суды анализируют ГОСТы и иную техническую документацию. Подход един: от участника нельзя требовать сведений, которые можно получить только в результате испытания.

Однако, изучив документы, ФАС и суды могут не обнаружить подобных ограничений и признать требования заказчика правомерными (см., например, постановления АС ВСО, АС СКО).

Перед проведением закупки рекомендуем самостоятельно проанализировать техзадания и инструкции по заполнению заявок, чтобы убедиться в отсутствии лишних требований.

Победителя, представившего неподходящую банковскую гарантию, нужно признать уклонившимся от заключения контракта

Победитель представил банковскую гарантию, содержащую открытый перечень условий, при которых обязательство не будет обеспечено. Заказчик признал его уклонившимся. ФАС и суд поддержали это решение, так как Законом N 44-ФЗ и документацией подобные ограничения не предусмотрены.

Ранее Минфин уточнял: если поставщик не исполнил обязательств, заказчик бесспорно получает от банка денежные средства, так как Закон N 44-ФЗ не предусматривает возможности отказа в оплате по банковской гарантии.

Не отклоняйте заявку участника, в которой не указан товарный знак

Заказчик отклонил такую заявку, пояснив, что она содержит отсылки к ГОСТам, которые предусматривают наличие товарного знака. ФАС и суд признали это нарушением: ГОСТ не должен применяться в обход Закона N 44-ФЗ. Участник должен указывать товарный знак только при наличии.

Напомним общий подход контрольных органов и судов к рассмотрению первых частей заявок: если в целом понятно, что предлагаемый товар соответствует требованиям, не отклоняйте участника. Так, не стоит этого делать, если участник предложил другое наименование с теми же характеристиками, указал расширенный, но подходящий диапазон или большее количество товара. Последний случай ранее комментировала ФАС России.

Будьте внимательны при составлении инструкции по заполнению заявок

Заказчик допустил разночтения при составлении инструкции по заполнению заявок: было непонятно, для каких характеристик товара нужно представить согласие, а для каких - конкретные значения. Контрольный орган и суд признали это нарушением. Инструкция должна однозначно определять, как заполнять первую часть заявки.

О том, как составить инструкцию по заполнению заявки, читайте в нашем материале.

Документ: Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд


20.09.2018

УФАСы атакуют: замените в госконтрактах слова "ставка рефинансирования" на "ключевая ставка"

С 1 июля вступили в силу поправки к Закону N 44-ФЗ. Среди прочего законодатель заменил по тексту ст. 34 слова "ставка рефинансирования" словами "ключевая ставка". Этому можно было бы не придавать значения, так как ставку рефинансирования приравняли к ключевой ставке с 1 января 2016 г. Однако практика региональных контрольных органов складывается неоднозначно.

В каких регионах наказывают за слова "ставка рефинансирования"

Формально подходят к вопросу и наказывают забывчивых заказчиков многие управления ФАС, в их числе:

- Архангельское;

- Московское;

- Санкт-Петербургское;

- Ярославское;

- Чувашское;

- Сахалинское УФАС;

- Челябинское УФАС.

Где не штрафуют и какие аргументы могут подействовать на контрольный орган

Пермское УФАС не считает нужным наказывать заказчиков, если они не обновили терминологию в контракте. Довод - ставка рефинансирования все еще упоминается в действующих подзаконных актах о госзакупках.

Магаданское УФАС подчеркнуло: расчет пеней от ставки рефинансирования не влияет на результаты закупки, не нарушает права участников и не ограничивает конкуренцию. Помогла и отсылка к позиции Минфина, который приравнивал ставку рефинансирования к ключевой ставке.

Челябинское УФАС не признало нарушением случай, когда заказчик указал в проекте контракта обе формулировки: "ставка рефинансирования (ключевая ставка)".

Однако рисковать не стоит: чтобы избежать штрафов, убедитесь, что вы внесли соответствующие изменения в проекты контрактов.


20.09.2018

Большинство ГУП и МУП хотят ликвидировать: инициатива уже в правительстве

ФАС предлагает запретить создавать унитарные предприятия или менять их вид деятельности, за исключением следующих случаев:

- создание предприятия предусмотрено ФЗ, актом президента или правительства;

- учредителями являются федеральные органы исполнительной власти в области обороны и безопасности;

- предприятия работают в сферах естественных монополий и гособоронзаказа;

- предприятия осуществляют деятельность, предусмотренную ФЗ исключительно для ГУП.

ГУП и МУП, которые не подпадают под исключения, но уже созданы и работают на товарных конкурентных рынках, должны быть ликвидированы или реорганизованы до 1 января 2021 года. Решение об этом примет учредитель. Если оно не будет принято или исполнено, последует ликвидация в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Инициатива так резко изменить подход к унитарным предприятиям вызвана тем, что заказчики обходят Закон N 44-ФЗ. Бюджетные средства в форме субсидий передаются подведомственным унитарным предприятиям для закупки ими товаров, работ, услуг для нужд заказчика, в том числе и на конкурентных рынках.

Проект планируют рассмотреть на заседании правительства. Он одобрен комиссией по законопроектной деятельности.

Документ: Информация Правительства РФ от 17.09.2018 (http://government.ru/activities/selection/302/34000/)


19.09.2018

Декларация участника госзакупки: либо общими словами, либо подробное пояснение по всем пунктам

Участник указал в декларации в составе второй части заявки, что он соответствует требованиям п. п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. При этом он привел еще и подробное обоснование по всем пунктам, кроме п. п. 7, 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Комиссия заказчика отклонила заявку, посчитав, что участник не подтвердил свое соответствие этим пунктам.

Контрольный орган и суд первой инстанции не согласились с таким решением. Закон N 44-ФЗ не предусматривает форму декларации, поэтому участник может выбрать любую: как обобщенную, так и по отдельным пунктам ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Однако у судов апелляционной и кассационной инстанции была иная точка зрения. Из содержания декларации нельзя сделать однозначный вывод, соответствует ли участник п. п. 7 и 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, так как он принял решение детализировать данные по остальным пунктам. Верховный суд поддержал эту позицию.

В декларации лучше использовать обобщенную формулировку либо раскрывать все пункты, чтобы не вводить комиссию в заблуждение.

Документы: Определение ВС РФ от 03.09.2018 по делу N А76-16008/2017

Как рассмотреть вторые части заявок


19.09.2018

Федеральные госзаказчики не смогут разместить извещения о закупках в ЕИС после 28 сентября

Казначейство сообщило, что с 29 сентября по 1 октября в ЕИС пройдут регламентные работы.

28 сентября будет последним днем, когда федеральные госзаказчики могут разместить в ЕИС извещение о закупке. Бюджетные обязательства рекомендовали поставить на учет до 25 сентября.

Незапланированные закупки нужно предварительно внести в план и план-график. В большинстве случаев нужно успеть сделать это до 17 сентября включительно.

Напомним, после 1 октября получатели средств федерального бюджета не могут начинать закупки, за исключением случаев, перечисленных в п. 11 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Документ: Письмо Казначейства России от 11.09.2018 N 07-04-05/14-19379


18.09.2018

ЦБ РФ поднял ключевую ставку на 0,25 процентного пункта

Причины повысить ключевую ставку, о которых говорила председатель ЦБ РФ, оказались весомее, чем основания сохранить ее на прежнем уровне. Совет директоров регулятора принял решение поднять ставку до 7,5% с 17 сентября.

Отметим, банки уже немного повысили ставки по кредитам. Вероятно, под влиянием решения Центробанка они еще подрастут. Как отмечают финансовые аналитики, обычно, повышение ставки на 0,25 процентного пункта вызывает рост ставок по кредитам приблизительно на те же 0,25 процентного пункта или чуть меньше.

Скорее всего, до конца года ключевая ставка останется на том же уровне, если не появятся дополнительные негативные факторы, отмечают эксперты.

Документ: Информация Банка России от 14.09.2018




Аналитический обзор: документ недели